На XI Воронежском открытом медиафоруме состоялась секция-дискуссия «Смена поколений в воронежской журналистике: мы хотим знать, кому достанется построенное нами здание», модератором которой выступил выпускник журфака ВГУ, а ныне шеф-редактор медиахолдинга «Комсомольская правда», кандидат филологических наук Евгений Сазонов. В разговоре приняли участие директор медиахолдинга «РИА Воронеж» Наталья Филь, Заместитель главного редактора «Студии «Губерния» Элина Речкина, генеральный директор ИД «Свободная Пресса» Юрий Таранцов, руководитель коммуникационной группы «Абирег» Дмитрий Орищенко, главный редактор газеты «Коммерсант Черноземья» Андрей Цветков и автор этих строк.
Дискуссия получилась очень живой, хотя один из ее участников, подававших реплики из зала, назвал и тему, и итоги дискуссии банальными. Конечно, кто по-настоящему не нюхал журналистского пороха, кто не варился в «нашей буче боевой кипучей», тот может сделать такой вывод. А за круглым столом собрались люди, которые реально занимаются практической журналистикой, кто ежедневно выдает на гора информацию и кого искренне заботит будущее коллективов, стоящих за их спинами, и будущее профессии, которой постоянно угрожают…
Да-да, из зала прозвучало, что журналистика как профессия и отрасль постепенно уходит в небытие – ее заменяют информационные технологии: «Если журналистика и останется, то она станет неким интеллектуальным гетто, которая ни на что не будет влиять, и мало кому будет интересна. Поэтому, и появляются новые феномены: постправда и постистина. Для государства медиа (не СМИ, а медиа) это институт, важный потому, чтобы с помощью нетократии (медиаменеджеров и специалистов по информационным технологиям) осуществлять политическую мобилизацию социума. Это не плохо, но, и не хорошо. Это реалии».
Ну что сказать?.. Во-первых, этот тезис как раз и есть банальность, обнародованная уже более десяти лет назад. Профессор кафедры деловой и политической журналистики НИУ ВШЭ Ольга Романова еще в 2011 г. написала в журнале «Смена»: «В Высшей школе экономики скоро не будет отделения деловой и политической журналистики. И я этому очень рада. Потому что журналистика исчезает, хотим мы этого или нет, это профессия двух предшествующих веков. <…> У нас в НИУ ВШЭ отделение журналистики станет факультетом коммуникаций. Для начала будем изучать “двигатель внутреннего сгорания” – мультимедийность и конвергентность, а там и новые песни придумает жизнь».
Интересно, что в своей нелюбви к журналистике сходятся такие, можно сказать, антиподы, как Андрей Кураев (http://21vek.org/categories.php?category_no=9) и Владимир Познер (http://www.dw.com/ru/владимир-познер-в-россии-сегодня-нет-журналистики/a-18475451), Евгений Гришковец (http://www.metronews.ru/novosti/grishkovec-huzhe-obrazovanija-chem-na-zhurfake-ne-byvaet/Tponjl—TSIfMCloxuTsY/) и Алексей Волин (http://www.obeschania.ru/news/2013-02-15/volin-mnenie-nikiforov)… Да, в свое время известные российские журналисты Анатолий Друзенко, Гагик Карапетян и Альберт Плутник также выпустили книгу с характерным названием «С журналистикой покончено, забудьте!» (А.Д. Г.К. А.П. С журналистикой покончено, забудьте! / О друзьях-товарищах, драме «Известий» и распаде профессии. – Москва, 2007. – 528 с.), но её пафос был, конечно, совершенно иным: авторы как раз боролись в ней за чистоту в журналистике, за её качественность.
А каковы мотивы современных раскольников?
Первый – это цинично-индивидуальный мотив «Баба Яга против». Надо всем показать: вот вы о древнейшей профессии печётесь, о важнейшем социальном институте, а я – инфант террибль местной политтусовки – соригинальничаю и радостно возопю: умирает ваша журналистика!
Воторой – цинично-профессиональный мотив. Это когда чёрные пиарщики заражают журналистику, внедряя в неё «джинсу», компромат, фейки и т.п. (здесь же назовём и нечистоплотных политиков и бизнесменов).
Если учесть, что подлинная журналистика, объективно востребованная обществом, это самое общество призванная защищать (хотя во все времена это было непросто делать – всегда находились те, кто хотел заглушить «глас народа», кто стремился прибрать к рукам СМИ), то выступающие против журналистики – действительно сознательно циничные раскольники. То есть они выступают против народа. Они, преследующие свои эгоистические цели, выступают против объединяющей, организующей роли СМИ – они за мутную воду, в которой будут ловить свою «рыбку».
Но мы будем защищать свою профессию. Благо, у нас есть единомышленники, и их большинство.
Так Елена Вартанова, считая журналистику общественным институтом, производящим духовные и виртуальные ценности, согласилась с тем, что у журналистики есть сервисный компонент, но резонно заметила, что «она не может быть приравнена ни к химчистке, ни к ресторану. Они обслуживают определенную группу индивидуальных пользователей, а журналистика обслуживает общество в целом. <…> Это сервис особого рода, под который постиндустриальные ученые не разработали теорию. Хотя такая теория есть – теория общественного согласия» (http://planetasmi.ru/upravlenie/45053-zhurnalistika-obshchestvennyj-institut-kotoryj-proizvodit-dukhovnye-i-virtualnye-tsennosti-elena-vartanova).
Так экс-председатель СЖР Всеволод Богданов, отделяя журналистику от PR и рекламы, в своё время написал, что серьёзные издатели для достижения высокого рейтинга, большого тиража и привлечения дорогой рекламы, стремятся привлекать серьёзных журналистов: «Настоящий медиабизнес никогда не будет зарабатывать за счёт того, чтобы Белинского делать, извините меня, чем-то проходным, и за счет него получать от какого-то заказчика деньги. <…> Покупая авторитетную, серьёзную газету, читатель понимает, он получает качественную работу журналиста» http://planetasmi.ru/izdatelskij-biznes/46552-vsevolod-bogdanov-zhurnalistika-umiraet-da-zdravstvuet-zhurnalistika.
Казалось бы, смешно и странно в 21-м веке доказывать, что журналистика – это историческое завоевание человечества, но, оказывается, необходимо. Потому что те, кто отказывает журналистике в праве на существование, действуют. Действуют умело и на всех фронтах.
Автор уже не раз писал об этом, но, видимо, продолжать «долбить камень частотой падения» (https://spbspeaks.ru/2022/01/10/владимир-тулупов-что-происходит-с-наш/ ).
Итак, журналистика – это многомерное социально-экономическое явление, веками складывавшийся социальный институт, ставший в настоящее время совершенно определенной формой организации социальной жизни с разветвленными связями и отношениями, помогающий поддерживать баланс в обществе. То есть это: исторически востребованный вид духовно-практической деятельности с набором функций и принципов; корпус специфических социальных и правовых норм (этические кодексы, законодательство); мощная инфраструктура (совокупность СМИ, общественно-профессиональных организаций, редакционно-издательских комплексов и т.д.); система специальных знаний (учебная дисциплина, отрасль науки); профессиональная деятельность и элемент политической системы.
Журналист – одновременно производственно-творческая и индивидуально-коллективная социальная профессия, которую следует сохранять и развивать.
И ещё: профессия корреспондента остаётся свободной – в том смысле, что, как и прежде, знаменитыми газетчиками и редакторами могут стать инженеры и медики, «лирики» и «физики», люди со специальным образованием и без оного, что и сегодня дорога в СМИ открыта каждому. Более того, основы журналистского мастерства можно освоить самостоятельно, методом проб и ошибок, но избежать последних можно уже в самом начале профессиональной карьеры – на студенческой скамье. При этом подлинный профессионал продолжает учиться всю жизнь, даже если он с отличием окончил университет.
Профессор Владимир Тулупов,
декан факультета журналистики ВГУ,
заслуженный работник медиаотрасли Воронежской области.