КАЛЕНДАРЬ - 2025
  • ФАКУЛЬТЕТ
  • ДЕКАНАТ
  • КАФЕДРЫ
  • ВЫПУСКНИКИ
  • ВОПРОСЫ ДЕКАНУ

Факультет журналистики ВГУФакультет журналистики ВГУ

Факультет журналистики ВГУ

Декан журфака ВГУ - Владимир Васильевич ТУЛУПОВ

Тел. +7 (473) 266-17-56 (деканат)
Тел. +7 (473) 274-52-71 (декан)

Email: vlvtul@mail.ru

Россия, 394068
Воронеж, ул. Хользунова, 40-а

Администратор сайта: admvsujour@mail.ru

Открыть карту в Яндексе
  • ГЛАВНАЯ
    • О ФАКУЛЬТЕТЕ
    • Из истории факультета журналистики
    • Деканат
    • Кафедры
    • Состав Учебно-методического совета факультета журналистики ВГУ в 2024-2025 учебном году
    • Выпускники
    • Вакансии
  • НОВОСТИ
    • Объявления
    • Все новости
    • АНОНСЫ
    • Соцсети
    • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ
      • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 1.
      • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 2.
      • Презентация_ФЕЙКИ
      • Видео по фейкам
  • СТУДЕНТАМ
    • Онлайн-расписание занятий
    • График пересдач зимней экзаменационной сессии 2024 — 2025 учебного года
    • Расписание занятий (Магистратура)
    • Зимняя экзаменационная сессия 2024 — 2025 учебного года
    • Информация для 1 курса
    • Студенческий совет факультета журналистики
    • ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
      • График пересдач задолженностей за зимнюю экзаменационную сессию 2024-2025 учебного года
      • Расписание занятий зимней экзаменационной сессии для студентов заочного отделения 2024 — 2025
      • Материалы по дисциплинам
        • 2 КУРС НАПРАВЛЕНИЕ «ЖУРНАЛИСТИКА» ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
    • СПО «Реклама»
      • График проведения летней сессии 2024 — 2025 учебного года
      • Расписание занятий специальность «Реклама» СПО
    • Информация для студентов о восстановлении, переводе из других вузов, переводе внутри ВГУ, об отчислении в связи с переводом в другой вуз, о переводе с платного на бесплатное
    • Темы курсовых работ и ВКР
  • ПРОЕКТЫ
    • Конференции и конкурсы
    • Преподаватели факультета журналистики ВГУ – участники Великой Отечественной войны
      • Часть 1. Военная история Горислава Валентиновича Колосова
      • Часть 2. Военная история Бориса Владимировича Кривенко
      • Часть 3. Военная история Георгия Владимировича Антюхина
    • «Герои среди нас»
  • НАУКА
    • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
    • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / 16-17 мая 2025 года
  • ИЗДАНИЯ
    • Журналы и продолжающиеся издания
    • Книги
    • Сборники тезисов научно-практических конференций
    • Учебно-методические пособия
  • АБИТУРИЕНТАМ
    • Подготовим школьников к поступлению на направление Журналистика в 2025 году
    • Информация для поступающих в магистратуру-2025
    • Военная журналистика
    • Воскресная школа телевидения факультета журналистики ВГУ
    • Информация для абитуриентов
    • Иностранным абитуриентам
  • сайт Академии наук региональной печати России
  • АУДИО
    • СТИХИ ВЛАДИМИРА ТУЛУПОВА ЧИТАЕТ ЕВГЕНИЙ СЛЕПЫХ
  • «О наших пишут»
    • Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов представил свою новую книгу
    • МАРИЯ АНДРЕЕВА: «КАЖДЫЙ ОБЩЕСТВЕННИК – ЭТО ТАКОЙ МНОГОСТАНОЧНИК, У КОТОРОГО В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЯТОЕ ДЫХАНИЕ»
    • Заметные люди: Людмила Сандлер
    • ВЛАДИМИР ТУЛУПОВ: «ПРИОРИТЕТ ОДИН – УЧИТЕЛЬСТВО»
    • «Золотые Имена Высшей Школы»
    • Елена Владимировна Тюрина «Это не сухое преподавание, а искренняя вера в студентов»
  • «Третий глаз»
  • Горячая линия
  • ВИДЕО
вопросДЕКАНУ

Новости ФАКУЛЬТЕТА и ЖУРНАЛИСТИКИ

ЖУРНАЛИСТИКЕ – БЫТЬ!

Марина Ахременко / 20 июля 2023 / Новости

 

На XI Воронежском открытом медиафоруме состоялась секция-дискуссия «Смена поколений в воронежской журналистике: мы хотим знать, кому достанется построенное нами здание», модератором которой выступил выпускник журфака ВГУ, а ныне шеф-редактор медиахолдинга «Комсомольская правда», кандидат филологических наук Евгений Сазонов. В разговоре приняли участие директор медиахолдинга «РИА Воронеж» Наталья Филь, Заместитель главного редактора «Студии «Губерния» Элина Речкина, генеральный директор ИД «Свободная Пресса» Юрий Таранцов, руководитель коммуникационной группы «Абирег» Дмитрий Орищенко, главный редактор газеты «Коммерсант Черноземья» Андрей Цветков и автор этих строк.

Дискуссия получилась очень живой, хотя один из ее участников, подававших реплики из зала, назвал и тему, и итоги дискуссии банальными. Конечно, кто по-настоящему не нюхал журналистского пороха, кто не варился в «нашей буче боевой кипучей», тот может сделать такой вывод. А за круглым столом собрались люди, которые реально занимаются практической журналистикой, кто ежедневно выдает на гора информацию и кого искренне заботит будущее коллективов, стоящих за их спинами, и будущее профессии, которой постоянно угрожают…

Да-да, из зала прозвучало, что журналистика как профессия и отрасль постепенно уходит в небытие – ее заменяют информационные технологии: «Если журналистика и останется, то она станет неким интеллектуальным гетто, которая ни на что не будет влиять, и мало кому будет интересна. Поэтому, и появляются новые феномены: постправда и постистина. Для государства медиа (не СМИ, а медиа) это институт, важный потому, чтобы с помощью нетократии (медиаменеджеров и специалистов по информационным технологиям) осуществлять политическую мобилизацию социума. Это не плохо, но, и не хорошо. Это реалии».

Ну что сказать?.. Во-первых, этот тезис как раз и есть банальность, обнародованная уже более десяти лет назад. Профессор кафедры деловой и политической журналистики НИУ ВШЭ Ольга Романова еще в 2011 г. написала в журнале «Смена»: «В Высшей школе экономики скоро не будет отделения деловой и политической журналистики. И я этому очень рада. Потому что журналистика исчезает, хотим мы этого или нет, это профессия двух предшествующих веков. <…> У нас в НИУ ВШЭ отделение журналистики станет факультетом коммуникаций. Для начала будем изучать “двигатель внутреннего сгорания” – мультимедийность и конвергентность, а там и новые песни придумает жизнь».

Интересно, что в своей нелюбви к журналистике сходятся такие, можно сказать, антиподы, как Андрей Кураев (http://21vek.org/categories.php?category_no=9) и Владимир Познер (http://www.dw.com/ru/владимир-познер-в-россии-сегодня-нет-журналистики/a-18475451), Евгений Гришковец (http://www.metronews.ru/novosti/grishkovec-huzhe-obrazovanija-chem-na-zhurfake-ne-byvaet/Tponjl—TSIfMCloxuTsY/) и Алексей Волин (http://www.obeschania.ru/news/2013-02-15/volin-mnenie-nikiforov)… Да, в свое время известные российские журналисты Анатолий Друзенко, Гагик Карапетян и Альберт Плутник также выпустили книгу с характерным названием «С журналистикой покончено, забудьте!» (А.Д. Г.К. А.П. С журналистикой покончено, забудьте! / О друзьях-товарищах, драме «Известий» и распаде профессии. – Москва, 2007. – 528 с.), но её пафос был, конечно, совершенно иным: авторы как раз боролись в ней за чистоту в журналистике, за её качественность.

А каковы мотивы современных раскольников?

Первый – это цинично-индивидуальный мотив «Баба Яга против». Надо всем показать: вот вы о древнейшей профессии печётесь, о важнейшем социальном институте, а я – инфант террибль местной политтусовки – соригинальничаю  и радостно возопю: умирает ваша журналистика!

Воторой – цинично-профессиональный мотив. Это когда чёрные пиарщики заражают журналистику, внедряя в неё «джинсу», компромат, фейки и т.п. (здесь же назовём и нечистоплотных политиков и бизнесменов).

Если учесть, что подлинная журналистика, объективно востребованная обществом, это самое общество призванная защищать (хотя во все времена это было непросто делать – всегда находились те, кто хотел заглушить «глас народа», кто стремился прибрать к рукам СМИ), то выступающие против журналистики – действительно сознательно циничные раскольники. То есть они выступают против народа. Они, преследующие свои эгоистические цели, выступают против объединяющей, организующей роли СМИ – они за мутную воду, в которой будут ловить свою «рыбку».

Но мы будем защищать свою профессию. Благо, у нас есть единомышленники, и их большинство.

Так Елена Вартанова, считая журналистику общественным институтом, производящим духовные и виртуальные ценности, согласилась с тем, что у журналистики есть сервисный компонент, но резонно заметила, что «она не может быть приравнена ни к химчистке, ни к ресторану. Они обслуживают определенную группу индивидуальных пользователей, а журналистика обслуживает общество в целом. <…> Это сервис особого рода, под который постиндустриальные ученые не разработали теорию. Хотя такая теория есть – теория общественного согласия» (http://planetasmi.ru/upravlenie/45053-zhurnalistika-obshchestvennyj-institut-kotoryj-proizvodit-dukhovnye-i-virtualnye-tsennosti-elena-vartanova).

Так экс-председатель СЖР Всеволод Богданов, отделяя журналистику от PR и рекламы, в своё время написал, что серьёзные издатели для достижения высокого рейтинга, большого тиража и привлечения дорогой рекламы, стремятся привлекать серьёзных журналистов: «Настоящий медиабизнес никогда не будет зарабатывать за счёт того, чтобы Белинского делать, извините меня, чем-то проходным, и за счет него получать от какого-то заказчика деньги. <…> Покупая авторитетную, серьёзную газету, читатель понимает, он получает качественную работу журналиста» http://planetasmi.ru/izdatelskij-biznes/46552-vsevolod-bogdanov-zhurnalistika-umiraet-da-zdravstvuet-zhurnalistika.

Казалось бы, смешно и странно в 21-м веке доказывать, что журналистика – это историческое завоевание человечества, но, оказывается, необходимо. Потому что те, кто отказывает журналистике в праве на существование, действуют. Действуют умело и на всех фронтах.

Автор уже не раз писал об этом, но, видимо, продолжать «долбить камень частотой падения» (https://spbspeaks.ru/2022/01/10/владимир-тулупов-что-происходит-с-наш/ ).

Итак, журналистика – это многомерное социально-экономическое явление, веками складывавшийся социальный институт, ставший в настоящее время совершенно определенной формой организации социальной жизни с разветвленными связями и отношениями, помогающий поддерживать баланс в обществе. То есть это: исторически востребованный вид духовно-практической деятельности с набором функций и принципов; корпус специфических социальных и правовых норм (этические кодексы, законодательство); мощная инфраструктура (совокупность СМИ, общественно-профессиональных организаций, редакционно-издательских комплексов и т.д.); система специальных знаний (учебная дисциплина, отрасль науки); профессиональная деятельность и элемент политической системы.

Журналист – одновременно производственно-творческая и индивидуально-коллективная социальная профессия, которую следует сохранять и развивать.

И ещё: профессия корреспондента остаётся свободной – в том смысле, что, как и прежде, знаменитыми газетчиками и редакторами могут стать инженеры и медики, «лирики» и «физики», люди со специальным  образованием и без оного, что и сегодня дорога в СМИ открыта каждому. Более того, основы журналистского мастерства можно освоить самостоятельно, методом проб и ошибок, но избежать последних можно уже в самом начале профессиональной карьеры – на студенческой скамье. При этом подлинный профессионал продолжает учиться всю жизнь, даже если он с отличием окончил университет.

Профессор Владимир Тулупов,

декан факультета журналистики ВГУ,

 заслуженный работник медиаотрасли Воронежской области.

Другие новости на сайте журфака ВГУ

Владимир Тулупов представил «Крымские зарисовки» в ВГУ
Новости от AdDetails
День преподавателя высшей школы

Подпишись на новости журфака ВГУ

Рекомендуем почитать

  • «Журфак и его окрестности»

    Так можно было бы назвать выставку пейзажей про...
  • В ПАМЯТЬ О ПРОФЕССОРЕ ТАТЬЯНЕ ЛЕБЕДЕВОЙ

                 ...
  • Весенний День открытых дверей прошел на журфаке

                 ...
  • ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

                 ...
  • «Учебник года» в области рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин

    В рамках XXIX Всероссийской научно-методической...
  • ФАКУЛЬТЕТ
  • ДЕКАНАТ
  • КАФЕДРЫ
  • ВЫПУСКНИКИ
  • ВОПРОСЫ ДЕКАНУ
  • Сделано с любовью в студии !ХОРОШО

2022 © Факультет журналистики ВГУ

ВВЕРХ