КАЛЕНДАРЬ - 2025
  • ФАКУЛЬТЕТ
  • ДЕКАНАТ
  • КАФЕДРЫ
  • ВЫПУСКНИКИ
  • ВОПРОСЫ ДЕКАНУ

Факультет журналистики ВГУФакультет журналистики ВГУ

Факультет журналистики ВГУ

Декан журфака ВГУ - Владимир Васильевич ТУЛУПОВ

Тел. +7 (473) 266-17-56 (деканат)
Тел. +7 (473) 274-52-71 (декан)

Email: vlvtul@mail.ru

Россия, 394068
Воронеж, ул. Хользунова, 40-а

Администратор сайта: admvsujour@mail.ru

Открыть карту в Яндексе
  • ГЛАВНАЯ
    • О ФАКУЛЬТЕТЕ
    • Из истории факультета журналистики
    • Деканат
    • Кафедры
    • Состав Учебно-методического совета факультета журналистики ВГУ в 2024-2025 учебном году
    • Выпускники
    • Вакансии
  • НОВОСТИ
    • Объявления
    • Все новости
    • АНОНСЫ
    • Соцсети
    • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ
      • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 1.
      • ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 2.
      • Презентация_ФЕЙКИ
      • Видео по фейкам
  • СТУДЕНТАМ
    • Онлайн-расписание занятий
    • График пересдач зимней экзаменационной сессии 2024 — 2025 учебного года
    • Расписание занятий (Магистратура)
    • Зимняя экзаменационная сессия 2024 — 2025 учебного года
    • Информация для 1 курса
    • Студенческий совет факультета журналистики
    • ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
      • Расписание занятий летней экзаменационной сессии для студентов заочного отделения 2024 — 2025
      • Материалы по дисциплинам
        • 2 КУРС НАПРАВЛЕНИЕ «ЖУРНАЛИСТИКА» ДИСЦИПЛИНА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
    • СПО «Реклама»
      • График проведения летней сессии 2024 — 2025 учебного года
      • Расписание занятий специальность «Реклама» СПО
    • Информация для студентов о восстановлении, переводе из других вузов, переводе внутри ВГУ, об отчислении в связи с переводом в другой вуз, о переводе с платного на бесплатное
    • Темы курсовых работ и ВКР
  • ПРОЕКТЫ
    • Конференции и конкурсы
    • Преподаватели факультета журналистики ВГУ – участники Великой Отечественной войны
      • Часть 1. Военная история Горислава Валентиновича Колосова
      • Часть 2. Военная история Бориса Владимировича Кривенко
      • Часть 3. Военная история Георгия Владимировича Антюхина
    • «Герои среди нас»
  • НАУКА
    • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    • НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
    • НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / 16-17 мая 2025 года
  • ИЗДАНИЯ
    • Журналы и продолжающиеся издания
    • Книги
    • Сборники тезисов научно-практических конференций
    • Учебно-методические пособия
  • АБИТУРИЕНТАМ
    • Подготовим школьников к поступлению на направление Журналистика в 2025 году
    • Информация для поступающих в магистратуру-2025
    • Военная журналистика
    • Воскресная школа телевидения факультета журналистики ВГУ
    • Информация для абитуриентов
    • Иностранным абитуриентам
  • сайт Академии наук региональной печати России
  • АУДИО
    • СТИХИ ВЛАДИМИРА ТУЛУПОВА ЧИТАЕТ ЕВГЕНИЙ СЛЕПЫХ
  • «О наших пишут»
    • Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов представил свою новую книгу
    • МАРИЯ АНДРЕЕВА: «КАЖДЫЙ ОБЩЕСТВЕННИК – ЭТО ТАКОЙ МНОГОСТАНОЧНИК, У КОТОРОГО В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ОТКРЫВАЕТСЯ ПЯТОЕ ДЫХАНИЕ»
    • Заметные люди: Людмила Сандлер
    • ВЛАДИМИР ТУЛУПОВ: «ПРИОРИТЕТ ОДИН – УЧИТЕЛЬСТВО»
    • «Золотые Имена Высшей Школы»
    • Елена Владимировна Тюрина «Это не сухое преподавание, а искренняя вера в студентов»
  • «Третий глаз»
  • Горячая линия
  • ВИДЕО
вопросДЕКАНУ

Новости ФАКУЛЬТЕТА и ЖУРНАЛИСТИКИ

Журналистика и медиаобразование

Марина Ахременко / 25 ноября 2020 / Новости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24 ноября 2020 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялась III Международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики». Предварительно всем спикерам, в том числе  декану факультета журналистики Воронежского государственного университета, были разосланы ключевые вопросы и план дискуссии. Приводим тезисы выступления профессора Владимира Тулупова.

  1. Как изменяется труд журналистов и преподавателей в условиях самоизоляции и активного перехода СМИ учебных заведений в онлайн и каковы последствия этих трансформаций.

Труд журналистов очевидно меняется, хотя в разных видах и типах СМИ по-разному. К сожалению, начинает преобладать «кабинетная»/«телефонная» журналистика, «журналистика оценок», а не «журналистика факта». Корреспонденты реже выезжают на места, в региональных СМИ нет собкоров.

Наши преподаватели в основном работают дистанционно. В ВГУ это платформа МУДЛ. Все занятия проходят в формате видеоконференций, и они все записываются. Преподаватели готовят и выставляют на платформе видео- и аудиолекции, презентации, все виды заданий. И в этом плюс. Минус заключается в отсутствии «живой» обратной связи, особенно это важно на лабораторных занятиях. Хотя преподаватели теле- и радиожурналистики продолжают вести занятия непосредственно в студиях с соблюдений всех санитарных норм (социальная дистанция, маски, перчатки).

  1. Какие основные требования предъявляются к медиаобразованию (профессиональное/массовое) и медиаграмотности с учетом опыта использования цифровых технологий в условиях самоизоляции и перехода на удаленные формы работы и учебы на современном этапе?

Очень важно сформулировать содержание, границы и разновидности медиаобразования. Медиа можно трактовать широко (всё, что несет естественную и искусственную, невербальную и визуальную информацию) и узко (специальные средства массовой коммуникации). Но даже в первом случае необходима специализация/профилизация как, например, в журналистике есть специализации/профили по каналам информации (печать, РВ-, ТВ-, интернет-журналистика). Иначе – при отсутствии отрасли, профессиональной нацеленности – произойдет размывание характера деятельности, и невозможно будет выполнять главные задачи медиаобразования, которые в новых условиях актуализируются (и одновременно усложняется процесс их решения). Ведь и преподаватели, и учащиеся на ходу осваивают дистанционные образовательные технологии (ДОТ), соответствующие компьютерное оборудование и программы. Также необходимо время, чтобы переформатировать все методические материалы  с учетом их использования в новых условиях, чтобы освоить специфические методические приемы, в какой-то степени минимизируя отсутствие прямого контакта со студентами.

  1. Есть ли перспективы у классических журфаков или все учебные подразделения вузов нужно считать департаментами МК? Нужна ли фундаментальная подготовка в МО или хватит практико-ориентированности и настасканности на трудоустройство?

Журналистика – сложившийся социальный институт, отвечающий всем требованиям развитого социального института (совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни). Есть вид духовно-практической деятельности с набором функций и принципов. Есть система произведений журналистики, созданию которых обучают в вузах (направления и специальности), есть научные направления. Сложилась целая отрасль – средства массовой информации. Журналистика опирается на разветвленную систему организационных структур (медиахолдинги, редакции газет и журналов, теле- и радиокомпании и т.д.), на правовую базу (действует законодательство о средствах массовой информации, авторском праве и смежных правах, защите потребителей и ряд других, Указы президента, Постановления правительства и т.д.). Функционируют органы саморегулирования и общественно-профессиональные организации: СЖР, различные гильдии и т.д. Редакции также разрабатывают собственные этические кодексы, учитывающие как национальные, так и международные стандарты.

Кстати, и первыми из учебных подразделений вузов занялись медиаобразованием именно факультеты журналистики, что оправдано и исторически, и функционально: большая часть массовой информации создавалась и создается в СМИ, которые сегодня активно используют и социальные сети.

  1. Что должно входить в МО в новых условиях? Социология политология экономика? Можно ли говорить о журналистике/МК как об отдельных отраслях знаний или это часть социальных наук? Насколько оправдано самостоятельное существование журфаков/департаментов медиа?

В России сложились целые научно-педагогические (научно-образовательные)  школы  журналистики (МГУ, СПбГУ, ВГУ, УФУ, ЮФУ и др.), и если в стране успешно функционируют исторически сложившиеся в процессе совместной работы, устойчивые и развивающиеся на протяжении десятилетий научно-образовательные коллективы, значит, существование самостоятельных факультетов журналистики оправдало и оправдывает себя и с точки зрения истории, и с точки зрения современных потребностей.

Научно-педагогические школы  – это традиции, кадры, лидеры. Когда ведущие ученые, заведующие кафедрами, деканы собирают боеспособные коллективы, увлеченные гуманистической идеей подготовки высококвалифицированных медиаспециалистов,   осуществляющие в условиях творческой и дружеской атмосферы педагогическую и научную деятельность на основе общих методологических подходов и принципов.

Что же касается науки о журналистике, то следует отметить, что она также складывалась на протяжении всего прошлого века, опираясь на мощный историко-филологический ствол. При этом представители московской, ленинградской, свердловской, ростовской, воронежской и других школ развивали различные направления: историческое, социологическое, психологическое, профессионально-творческое, типологическое, экономическое и др.

Национальное своеобразие отечественной теории журналистики связано с национальным своеобразием нашей прессы, которая, с одной стороны, возникла как государственная подцензурная деятельность, а с другой стороны – получила развитие в эпоху «персонального журнализма» и «художественной публицистики». В истории российской журналистики среди редакторов, памфлетистов, очеркистов, репортеров значатся имена  лучших отечественных писателей. Особая журналистика сформировала особую аудиторию «самой читающей страны». К сожалению, это качество утрачивается (и не только у нас, но и во всем мире), тем сложнее, но и благороднее становится задача – способствовать развитию качественной журналистики, а значит, прогрессу общества.

Другие новости на сайте журфака ВГУ

Конкурс «Акулы пера»
За спорт!
Профессор факультета журналистики прочитала лекцию, посвященную видеоблогингу для студентов со всей России

Подпишись на новости журфака ВГУ

Рекомендуем почитать

  • РАЗМЯЛИСЬ ПЕРЕД СЕССИЕЙ

    Завершилась первая Спартакиада журфака. Соревно...
  • На факультете журналистики прошла Международная научно-практическая конференция

    16-17 мая на факультете журналистики ВГУ прошла...
  • МЫ ВЗЛЕТЕЛИ!

    Вот и завершился Всероссийский фестиваль-конкур...
  • «Журфак и его окрестности»

    Так можно было бы назвать выставку пейзажей про...
  • В ПАМЯТЬ О ПРОФЕССОРЕ ТАТЬЯНЕ ЛЕБЕДЕВОЙ

                 ...
  • ФАКУЛЬТЕТ
  • ДЕКАНАТ
  • КАФЕДРЫ
  • ВЫПУСКНИКИ
  • ВОПРОСЫ ДЕКАНУ
  • Сделано с любовью в студии !ХОРОШО

2022 © Факультет журналистики ВГУ

ВВЕРХ