24 ноября 2020 года в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялась III Международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики». Предварительно всем спикерам, в том числе декану факультета журналистики Воронежского государственного университета, были разосланы ключевые вопросы и план дискуссии. Приводим тезисы выступления профессора Владимира Тулупова.
- Как изменяется труд журналистов и преподавателей в условиях самоизоляции и активного перехода СМИ учебных заведений в онлайн и каковы последствия этих трансформаций.
Труд журналистов очевидно меняется, хотя в разных видах и типах СМИ по-разному. К сожалению, начинает преобладать «кабинетная»/«телефонная» журналистика, «журналистика оценок», а не «журналистика факта». Корреспонденты реже выезжают на места, в региональных СМИ нет собкоров.
Наши преподаватели в основном работают дистанционно. В ВГУ это платформа МУДЛ. Все занятия проходят в формате видеоконференций, и они все записываются. Преподаватели готовят и выставляют на платформе видео- и аудиолекции, презентации, все виды заданий. И в этом плюс. Минус заключается в отсутствии «живой» обратной связи, особенно это важно на лабораторных занятиях. Хотя преподаватели теле- и радиожурналистики продолжают вести занятия непосредственно в студиях с соблюдений всех санитарных норм (социальная дистанция, маски, перчатки).
- Какие основные требования предъявляются к медиаобразованию (профессиональное/массовое) и медиаграмотности с учетом опыта использования цифровых технологий в условиях самоизоляции и перехода на удаленные формы работы и учебы на современном этапе?
Очень важно сформулировать содержание, границы и разновидности медиаобразования. Медиа можно трактовать широко (всё, что несет естественную и искусственную, невербальную и визуальную информацию) и узко (специальные средства массовой коммуникации). Но даже в первом случае необходима специализация/профилизация как, например, в журналистике есть специализации/профили по каналам информации (печать, РВ-, ТВ-, интернет-журналистика). Иначе – при отсутствии отрасли, профессиональной нацеленности – произойдет размывание характера деятельности, и невозможно будет выполнять главные задачи медиаобразования, которые в новых условиях актуализируются (и одновременно усложняется процесс их решения). Ведь и преподаватели, и учащиеся на ходу осваивают дистанционные образовательные технологии (ДОТ), соответствующие компьютерное оборудование и программы. Также необходимо время, чтобы переформатировать все методические материалы с учетом их использования в новых условиях, чтобы освоить специфические методические приемы, в какой-то степени минимизируя отсутствие прямого контакта со студентами.
- Есть ли перспективы у классических журфаков или все учебные подразделения вузов нужно считать департаментами МК? Нужна ли фундаментальная подготовка в МО или хватит практико-ориентированности и настасканности на трудоустройство?
Журналистика – сложившийся социальный институт, отвечающий всем требованиям развитого социального института (совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни). Есть вид духовно-практической деятельности с набором функций и принципов. Есть система произведений журналистики, созданию которых обучают в вузах (направления и специальности), есть научные направления. Сложилась целая отрасль – средства массовой информации. Журналистика опирается на разветвленную систему организационных структур (медиахолдинги, редакции газет и журналов, теле- и радиокомпании и т.д.), на правовую базу (действует законодательство о средствах массовой информации, авторском праве и смежных правах, защите потребителей и ряд других, Указы президента, Постановления правительства и т.д.). Функционируют органы саморегулирования и общественно-профессиональные организации: СЖР, различные гильдии и т.д. Редакции также разрабатывают собственные этические кодексы, учитывающие как национальные, так и международные стандарты.
Кстати, и первыми из учебных подразделений вузов занялись медиаобразованием именно факультеты журналистики, что оправдано и исторически, и функционально: большая часть массовой информации создавалась и создается в СМИ, которые сегодня активно используют и социальные сети.
- Что должно входить в МО в новых условиях? Социология политология экономика? Можно ли говорить о журналистике/МК как об отдельных отраслях знаний или это часть социальных наук? Насколько оправдано самостоятельное существование журфаков/департаментов медиа?
В России сложились целые научно-педагогические (научно-образовательные) школы журналистики (МГУ, СПбГУ, ВГУ, УФУ, ЮФУ и др.), и если в стране успешно функционируют исторически сложившиеся в процессе совместной работы, устойчивые и развивающиеся на протяжении десятилетий научно-образовательные коллективы, значит, существование самостоятельных факультетов журналистики оправдало и оправдывает себя и с точки зрения истории, и с точки зрения современных потребностей.
Научно-педагогические школы – это традиции, кадры, лидеры. Когда ведущие ученые, заведующие кафедрами, деканы собирают боеспособные коллективы, увлеченные гуманистической идеей подготовки высококвалифицированных медиаспециалистов, осуществляющие в условиях творческой и дружеской атмосферы педагогическую и научную деятельность на основе общих методологических подходов и принципов.
Что же касается науки о журналистике, то следует отметить, что она также складывалась на протяжении всего прошлого века, опираясь на мощный историко-филологический ствол. При этом представители московской, ленинградской, свердловской, ростовской, воронежской и других школ развивали различные направления: историческое, социологическое, психологическое, профессионально-творческое, типологическое, экономическое и др.
Национальное своеобразие отечественной теории журналистики связано с национальным своеобразием нашей прессы, которая, с одной стороны, возникла как государственная подцензурная деятельность, а с другой стороны – получила развитие в эпоху «персонального журнализма» и «художественной публицистики». В истории российской журналистики среди редакторов, памфлетистов, очеркистов, репортеров значатся имена лучших отечественных писателей. Особая журналистика сформировала особую аудиторию «самой читающей страны». К сожалению, это качество утрачивается (и не только у нас, но и во всем мире), тем сложнее, но и благороднее становится задача – способствовать развитию качественной журналистики, а значит, прогрессу общества.