Владимир Корвяков
Этот человек настолько самодостаточен, что кажется — ему всего хватает, его трудно чем-либо удивить. С недавних пор у него появилось необычное хобби — придумывать и задавать вопросы. Знакомьтесь — Владимир Корвяков, победитель финальной игры телевикторины «Что? Где? Когда?» 2015 года, обладатель высшей награды интеллектуального клуба знатоков «Бриллиантовая сова», PR-директор консалтингового агентства и по совместительству выпускник журфака ВГУ 2003 года.
Всё началось с того, что в липецкой школе № 31, где учился восьмиклассник Володя Корвяков, объявили об открытии «Школы юного журналиста» при редакции молодёжной газеты «Ленинец». Весь класс тут же, словно сговорившись, посмотрел на Корвякова. А кто же ещё? Знаменосец, активист – он уже тогда сочинял для стенгазеты заметки и отчёты о школьных и пионерских делах. Однако заниматься в кружке пришлось недолго: вскоре идея по каким-то причинам сошла на нет, но журналистское зерно уже было посеяно в душе подростка благодаря руководителю «Школы», журналисту Елене Митиной. Первые ростки журналистского творчества стали проявляться во время службы в рядах Советской Армии в конце 80-х. Рядовому Корвякову посчастливилось служить практически в центре Москвы – на Автобазе МО СССР на Красной Пресне. А по соседству, на следующей станции метро, тогда находилась редакция газеты Московского военного округа «Красный воин», с которой он и стал сотрудничать.
«В армии мне удалось раскопать интересные кинофакты из истории части, в которой я служил. Оказалось, что некоторые эпизоды художественного фильма «ТАСС уполномочен заявить» снимались на базе ремонтных мастерских Автобазы МО СССР. Старожилы автобазы тогда поделились со мной воспоминаниями о том, как легенда нашего кино Вячеслав Тихонов запросто обедал в солдатской столовой, о его творческой встрече с личным составом воинской части после съёмок. А в 70-х годах прошлого века военнослужащие нашей части приняли участие в массовых сценах съёмок киноэпопеи «Освобождение» режиссёра Юрия Озерова».
После военной службы Владимир Корвяков вернулся в родной Липецк, и его линия судьбы вновь пересеклась с молодёжной газетой. В 1991 году под эгидой газеты он организует в Липецке рок- фестиваль. В качестве гостей приглашает питерские «Два самолёта» (регги), свердловский «Чайф» (синтез кантри, блюза и фолка), московский «Наив» (панк-рок), воронежский «Красный огурец» (ударник Альберт Попов, выступающий соло — удивительное и самобытное явление в отечественном роке начала 90-х). Договаривается с рязанским телевидением о двухдневных телесъёмках фестиваля. Работая в газете, Владимир параллельно делает репортажи для липецкого радио.
К 1993 году в стране была сформирована стройная система ВГТРК на втором канале, и Владимиру поступило предложение стать телеоператором на только что созданной ГТРК «Липецк». До этого в Центральном Черноземье лишь Воронеж, как столица региона, имел собственное эфирное региональное телевидение. Вот туда-то его и отправили на стажировку, где он начал познавать азы операторского искусства, а заодно выпрямлять воронежские столбы. А в это время инженерный десант из литовского Шауляя в Липецке монтировал вещательное оборудование и создавал телевизионную студию. Именно с этого момента телевидение на долгие годы становится смыслом творческой жизни Владимира Корвякова.
«Тогда в Воронеже я придумал выражение «падающие столбы». Вес камеры КТ-190 «Репортёр» вместе со всем обмундированием ТЖК (телевизионный журналистский комплект) и аккумуляторами тогда составлял 16 кг, к которому надо было ещё привыкнуть. И поначалу камера постоянно кренилась вправо, согласно законам физики и анатомического строения человека. Соответственно, городские столбы освещения, попадавшие в кадр, всё время также оказывались заваленными. Приходилось работать над этим побочным эффектом и «выпрямлять» эти самые воронежские столбы. Они стали тем ориентиром во время съёмки, на которые я стал обращать пристальное внимание, пытаясь вертикально держать телекамеру».
После стажировки в Воронеже почти сразу же, но уже в Москве Владимир получил операторскую категорию в Институте повышения квалификации работников радио и телевидения (сейчас Академия медиаиндустрии). А в 1995 году пришёл на работу в липецкую телекомпанию «ТВК», где прошёл путь от оператора до режиссёра-постановщика. Говорит, что при создании любого телевизионного проекта всегда ставилась только одна задача — минимум финансовых затрат. «Занимались творчеством, а за спиной всегда маячила тень главного бухгалтера. С деньгами любой дурак сделает, а ты попробуй без них. Местное ТВ — это ж не центральное. Вот и пробовали. И не только пробовали, но создавали не такие уж и плохие для своего времени и места передачи», — делится воспоминаниями Владимир. Именно в этот период он поступает в Воронежский государственный университет на факультет журналистики. «На долгих 6 лет я стал студентом журфака ВГУ заочного обучения. Это, кстати, в 3 раза дольше, чем служба в армии – смеётся бывший студент. – Так что Воронеж стал для меня вторым родным городом после Липецка».
«За последние 30 лет так называемой рыночной экономики и свободы слова в нашей стране профессиональный журналистский уровень катастрофически понизился. Журналистика уже давно оторвалась от реальных людей, от их забот и проблем и живёт сама по себе, для себя любимой. Современным журналистам, к сожалению, человек интересен исключительно в трёх аспектах: деньги, кровь и секс — основа жёлтой прессы. Судя по всему, сейчас это единственное направление журналистики, которое с большим успехом усваивают студенты.
И вторая, на мой взгляд, серьёзная проблема сегодняшней журналистики — это её диванный характер. Давно уже никто не заморачивается проверкой фактов. Забыто правило обращения к первоисточнику. Все бездумно и безоглядно верят Википедии, а не энциклопедиям и словарям. Повсеместны ошибки всевозможных видов: грамматические, орфографические, стилистические, пунктуационные. Тексты не вычитываются. Громадное количество элементарных технических опечаток. При наличии интернета в каждом смартфоне всё равно никто не утруждает себя проверкой значения слов».
А 30 августа 2011 года липецкую телекомпанию «ТВК» блокировала вневедомственная охрана. Предвыборные амбиции Администрации Липецкой области и руководства НЛМК отразились на рядовых сотрудниках. Это стало началом конца телекомпании. Преданную директору часть коллектива перевели в телекомпанию НЛМК, остальных же уволили. Дальнейшие события показали, что Владимир оказался прав. В 2018 году телекомпания «ТВК» прекратила своё существование за ненадобностью. И свою телевизионную карьеру Владимир Корвяков начинает с нуля в Москве на телеканале «Культура». Потом будет РБК, передача «Вопрос ещё вопрос» на НТВ, освещение саммита «Большой восьмёрки» 2006 года в Санкт- Петербурге, работа в правительственном пуле. Арабская редакция телеканала RT станет его последним местом работы на ТВ.
В 2013 году из путешествия по Австралии, помимо впечатлений и сувениров, Владимир Корвяков привёз интересный факт про знаменитый новогодний сиднейский салют и отправил о нём вопрос в телевикторину «Что? Где? Когда?». Прошло ещё два года, прежде чем вопрос попал на игровой стол, ставший по итогам Финала 2015 года лучшим вопросом. В очередной раз судьба сделала свой крюк, круто изменив привычный жизненный уклад Владимира. «Не стесняйся задавать вопросы, — правило Владимира. — Всего знать невозможно, а не уточнив что-то вовремя, можно попасть в конфузную ситуацию». С того самого момента он стал задавать вопросы ещё и знатокам. Владимир верит в то, что порой всё сходится в одной точке: когда понимаешь, что всё, что было до этого в жизни, возможно, было ради этого самого момента, о котором ты, может, даже и не мечтал.
«Нет вдохновения — нет вопроса. Да и вообще без вдохновения сложно, тогда нет крыльев. Всегда пытаюсь следовать главному принципу игры, о котором говорил Владимир Ворошилов: неизвестное об известном. Казалось бы, всё очень просто. Но это лишь на первый взгляд. В эпоху стремительного и постоянно увеличивающегося количества разнообразных свободных источников информации, доступных в том числе и знатокам, это крайне сложная задача.
Найти интересную и не засвеченную в игре тему — это ещё полдела. Гораздо труднее придумать формулировку вопроса, заключить информацию в красивую, привлекательную обёртку, придумать «интригу». Вообще для меня всегда самым сложным было придумывать подписи к фотографиям, оригинальные газетные заголовки, названия телепередач и вот теперь формулировки вопросов в «Что? Где? Когда?».
Владимир Корвяков считает, что жизнь человека периодически должна кардинально меняться. В силу складывающихся обстоятельств или по собственному желанию. «Иначе не интересно и скучно становится жить на свете. Движение вперёд останавливается. Происходит застой. И в мозгах тоже, кстати, — полный штиль. Можно всю жизнь мечтать и страдать, но не сделать даже шага к своей мечте, к реализации своего потенциала. Не каждый способен на такой решительный шаг, чтобы изменить что-то в своём привычном укладе», — убеждён он.
На маршруте Владимира было немало перемен. Он принимал участие в создании реалити- шоу «Последний герой», работал на пяти из шести сезонов. А в 2004 году ему, посчастливилось побывать в Панаме на телесъёмках 5-го проекта. А эта история началась ещё во время учёбы на журфаке.
«Считаю, что ничто ниоткуда не берётся и никуда бесследно не исчезает. Мысль не моя и не нова, но этот закон сохранения энергии мне очень нравится. А самое главное — он постоянно работает.
В университет приехала съёмочная группа телекомпании «ВИД» для выбора ведущего в супер популярную тогда телепрограмму «Взгляд». В самой большой 130-й аудитории факультета журналистики поставили камеру и предложили всем студентам показать свои способности. И вот сел я перед корреспондентами и так замечательно себя расписал, что, вполне естественно, надеялся услышать: именно вы — тот, кто нам нужен. А вместо этого прозвучало: «Если всё у вас так хорошо и в жизни, и на работе, зачем вам быть ведущим в Москве?». Этот вопрос просто раздавил меня, а все аргументы со свистом улетели в корзину. Есть шутка по этому поводу: «Написал своё резюме, распечатал, перечитал, расплакался… Жаль такого человека на работу отдавать».
Каково же было моё удивление, когда, спустя некоторое время, я встретил этих самых корреспондентов в той самой телекомпании «ВИД» на проекте «Последний герой». Так что никогда не стоит отчаиваться, опускать руки и думать, что раз это очень сложно, то невозможно. Короче, никогда не говори никогда».
Владимир Корвяков считает себя вполне счастливым, полагая, что таковым человека делают три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. У него всё это есть. «Для меня 7 чудес света это: видеть, слышать, чувствовать, говорить, думать, радоваться и любить», — кредо Владимира.
«Я благодарен всем, кто каждый в своё время придавал мне ускорение, иногда и пинком, что заставляло выходить на новые витки жизни. По молодости обижался за жёсткие методы. Но в итоге это позволило мне не только выжить в одном из самых больших и жестоких городов мира, но и научиться постоять за себя, не потеряв при этом человеческого лица, не идти по трупам. Спасибо тем людям, которые вошли в мою жизнь и сделали её прекрасной! И спасибо всем людям, которые вышли из моей жизни, и сделали её ещё лучше».
2020-й год для Владимира Корвякова стал юбилейным – ему исполнилось 50. Ко дню его рождения вышла в свет книга «По маршруту номер 50», иллюстрированная автобиография, экземпляр которой он подарил любимому факультету.
Уже 50? Нет – ещё 50. Точнее – всего-то 50!
«Бриллиантовый вопрос или как, закончив журфак ВГУ, победить знатоков».