И КРИТИК, И ПАРТНЁР, И ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИИ
IX Воронежский медиафорум открывал круглый стол «Роль СМИ в формировании общественных отношений», в котором приняли участие представители пресс-служб мэрии и правительства области, главные редакторы СМИ.
На первый вопрос «Средство массовой информации – это критик, партнёр или инструмент власти в работе с общественностью?» ответил заместитель губернатора Воронежской области Сергей Соколов. Сказав, что СМИ является надежным партнёром («Мы должны сделать так, чтобы для любого жителя нашей области был удобный канал коммуникации»), он упомянул основные направления сотрудничества власти и СМИ: достоверность информации и борьба с ложными новостями («Власть заинтересована в объективной картине происходящего и вместе со СМИ готова рассказывать людям достоверную информацию». Власть должна быть партнером в медийном обществе. Ещё одно важное современное направление – это дата-журналистика, которое необходимо активно осваивать.
Председателю Союза журналистов России Владимиру Соловьеву также был задан вопрос : «Идет ли пресса за аудиторией или аудитория идет за прессой?». Он констатировал, что более продаваемыми новостями являются, к сожалению, плохие новости: «И наши телеканалы подстраиваются под аудиторию, которая хочет видеть что-то ужасное или даже отвратительное. Нужно бороться с этим и возвращать людей к доброму, вечному».
Последним спикером была председатель регионального отделения СЖР России Зоя Грязева. Главным посылом её выступления была вера в будущие ТВ, радио и печатные СМИ.
Русалина САЛЯХОВА.
КОГДА И ЧЕМ ПОЛЕЗНА «ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ»
1 июля 2021 года в Воронеже состоялся IX Открытый Медиафорум. Одним из спикеров была Любовь ЩУКИНА, кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна факультета журналистики ВГУ. В своём выступлении она рассказала о стратегиях потребления представителей различных поколений, о том, как попасть в повестку дня каждого и какие ошибки не стоит совершать при общении с ними.
О том, что такое «теория поколений» и почему это важно.
К теории поколений относятся неоднозначно: кто-то её признаёт, кто-то считает сродни астрологии, но в зоне менеджмента и маркетинга она вполне «работает», позволяя классифицировать аудиторию. Так выделяют Великое поколение (1901 – 1924), Молчаливое поколение (1925 – 1942), поколение беби-бумеров (1943 – 1960), поколение Х (1961 – 1981), поколение Y (1982 – 2004), называемое ещё «миллениалы», и поколение Z (2005 – …), называемое «зумерами». Для сферы маркетинга особую ценность представляют беби-бумеры, Х, Y и Z.
Об особенностях каждого поколения. Какие мы?
Так как поколение беби-бумеров было сформировано в послевоенное время, можно сказать, что одна из главных ценностей для них – это сплочённость коллектива и команды. Также имеет значение молодость, так как это период покорения космоса, великих целей, стремления к чему-то глобальному и долгосрочному. Они ждут побед во всём и побед самых разных: в жизни, в работе, во всей стране. Причём победа подразумевает не просто выполнение плана, а его перевыполнение, сравнение и соревнование с другими людьми. Несмотря на все стереотипы и предубеждения вокруг этого поколения, эти люди хотят быть в курсе всего, что происходит в мире, ежедневно смотрят новости. Их возраст – от 54 до 77 лет.
К представителям поколения Х (от 37 до 53 лет) чаще всего применяют термин «потерянное поколение», поколение, оказавшееся на рубеже эпох. Для них характерно понятие уникальности, некой самостоятельности, свободы, изменений. «Мы пережили столько экономических и политических потрясений, так часто надеялись на лучшее, готовясь к худшему, что устоим».
Поколение Y начинается с 21 года – по отношению к ним существует такой термин как «impact», то есть желание оказывать влияние на что-либо. Для них важна скорость, публичный успех и экологичность. Считается, что присутствуют онлайн почти всегда.
«Зумеров» (десятилетние и далее до 21 года) ещё именуют «поколением национальной безопасности», потому что родились они после 2001 года, когда случился масштабный теракт 11 сентября. Тогда окружающих поразило то, насколько неустойчив может быть наш мир, и беда может прийти в любую секунду. Основными ценностями является безопасность, а также семья. Считается, что отчасти именно из-за такого сверхответственного подхода к созданию семьи они вступают позже в брак. Именно для них «мой дом – моя крепость», единственное место на земле, где можно почувствовать себя полностью свободным и защищённым от всего мира. В период масштабного локдауна 2020 года даже ходили шутки о том, что для «зумеров» необходимость не выходить из дома даже не была проблемой. Принято считать их самым творческим поколением, причём творчество для них – это не процесс ремесла, а принцип жизни.
Как найти к ним подход?
Для того, чтобы найти подход с точки зрения маркетинга к «бумерам» нужно в первую очередь отказаться от стереотипов. Они также активно могут использовать социальные сети, читать новости в интернете, смотреть видео даже совершать покупки. При создании для них контента, спикер посоветовал забыть про их возраст, но и не увлекаться чересчур трендами. Можно сделать упор на видеоконтенте, чтобы показать продукт в действии, использовать приём рассказа истории (сторителлинг), метод email-маркетинга, то есть рассылки по электронной почте.
Чтобы покорить «миллениала», его нужно удивить и развлечь. Они обращают внимание на уровень сервиса, и если им что-то не понравится, они обязательно сообщат об этом в соцсетях в ожидании решения проблемы.
Из всех поколений «зумерам» сложнее всего сосредоточиться в силу того, что иногда они просто тонут в таком огромном количестве доступной им информации. По данным Национального центра биотехнологической информации США, они способны концентрироваться в течение всего лишь 8 секунд, и если вы не успели их заинтересовать, они пройдут мимо. Успешный контент для них должен быть коротким, но информативным, визуально насыщенным, и в то же время не перегруженным и простым (так как почти все они «визуалы», то при доминирующем творческом мышлении это играет для них важную роль), персонализированным, но везде доступным, вовлекающим и актуальным.
Анна АДАМОВА.
ОТ ТИКТОКА ДО ШКАЛЫ СТРЕССОВ
В рамках IX Воронежского открытого медиафорума «Локальные СМИ и их медиааудитория в эпоху интернета» с лекциями выступили Ренат ЯНБЕКОВ, TikTok-продюсер, автор книги «TikTok без танцев» («Новые тренды и каналы распространения контента») и Ольга КРАВЦОВА, психолог и директор Центра развития журналистики («Стресс и эмоциональное выгорание у журналистов: как помочь себе и коллеге»).
Ренат Янбеков сделал акцент на особенностях видеосъемки различного контента. Познакомил он аудиторию и с «тайными рецептами» продвижения в социальных сетях, с приемом «от товара – к человеку». Была показана воронка продаж с использованием видео и практические примеры из бизнеса. После лекции все желающие могли лично пообщаться со спикером. От возможности провести экспресс-интервью не отказались и мы:
— Ренат, почему сегодня так популярен TikTok?
— Так это же рай для органического охвата.
— А каковы главные секреты продвижения?
— Их всего четыре: тематика, жанр, один владелец, ведущий аккаунт, и выпуск одного видео в день. Но стоит отметить, что гармоничное сочетание тоже играет большую роль, цепляя многих подписчиков.
Всем посетителям лекции выдали бесплатный чек-лист по продвижению в TikTok и пожелали удачи в этом направление. Ведь эта социальная сеть врывается в жизнь не только молодежи, но уже и старшего поколения.
Ольга Кравцова осветила важную для журналистов проблему профессионального выгорания, ведь во всем мире профессия журналиста считается одной из самых стрессовых: освещение происшествий, кризисов и конфликтных ситуаций, общение с людьми, испытывающими различные эмоции… Как сохранить нервы на этой беспокойной работе? Как повысить свою стрессоустойчивость? Как помочь себе и коллеге при выгорании?
Во время лекции спикер выстроила «Стрессовую шкалу» в которой участвовали все посетители, которые отмечали в балльной системе от 0 до 100 свой уровень тревоги. Каждый участник форума рассказывал о своих проблемах, о том, как они преодолевают жизненные трудности. На весь этот интерактив было отведено 3 минуты.
Были даны дельные советы, показаны приемы самостоятельного выхода из стресса, мысленных увлекательных путешествий, другие способы расслабления и восстановления сил, а также упражнения дыхательной гимнастики.
Мария БОБРОВА,
Никита ВОЛОСТНЫХ.