С таким вопросом студенты-журналисты, проходящие практику, обратились к декану факультета журналистики Воронежского государственного университета Владимиру Васильевичу Тулупову.
В. В. Тулупов: В общем-то, да, ведь раньше при специалитете студенты на дневном учились пять, а на заочном отделении – шесть лет. Бакалаврами становятся через четыре года, а в магистратуру и тем более в аспирантуру, которую, кстати, относят к третьему уровню ВО, поступает гораздо меньше ребят. И каждый из них имеет возможность сменить направление или даже факультет и вуз.
— А как на журфаке?
В. В. Тулупов: У нас нередки случаи, когда выпускники с дипломом журналиста-бакалавра выбирают магистерскую программу на направлении «Реклама и связи с общественностью». Магистры журфака – это, как правило, гуманитарии, окончившие филфак, истфак, экономфак и др. Это те, кто связывает свое будущее с работой в медиасфере, в которой есть масса возможностей проявить творческие навыки.
— Ирина Васильевна, Вы как заместитель декана курируете работу магистратуры. А зачем нужно поступать в магистратуру?
И. В. Хорошунова: Диплом магистра дает большие преимущества. Работодатели уже делают выбор в пользу кандидата с магистерским образованием, а не бакалаврским. По данным социологов, обладатели магистерской степени больше зарабатывают: получают уже на своей первой работе зарплату в среднем на 30 % выше, чем бакалавры. Магистрам чаще предлагают руководящие должности и должности с более высокой квалификацией. Например, наши выпускники программы «СМИ и интернет» будут занимать такие должности, как ответственный секретарь, выпускающий секретарь, арт-директор, редактор, литературный редактор, ведущий редактор, редактор отдела, редактор новостей, заместитель главного редактора, шеф-редактор, старший редактор, ответственный редактор. Следует отметить, что диплом магистра имеет высокий статус за рубежом. При трудоустройстве в европейских странах или в США лучше иметь именно магистерскую степень.
Если вы получили бакалаврский диплом физика, но всегда хотели быть лириком, то поступление в магистратуру осуществит вашу мечту: позволит вам изменить вектор развития и пройти обучение по совершенно другой специальности. А если вы решили не менять специализацию, то обучение в магистратуре позволит углубить знания по выбранному направлению.
И вообще, магистратура позволяет продлить чудесные годы студенчества еще на два года! Это, на мой взгляд, тоже очень важный аргумент.
– В этом году из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции Воронежский государственный университет проводит приемную кампанию в непривычном формате – с применением дистанционных технологий. Как подать заявление в магистратуру факультета журналистики?
И. В. Хорошунова: Вся информация о поступлении содержится на сайте http://www.abitur.vsu.ru. Телефон приемной комиссии – 228-11-60 (добавочный номер абонента 53-99)
Подать документы на онлайн-портале ВГУ: http://www.abitur.vsu.ru/admission/vo_doc_list. Потребуется загрузить сканированные копии или фото диплома бакалавра и специалиста, приложения к диплому и паспорта. Заверять копии не нужно.
– Какие вступительные испытания нужно пройти, чтобы поступить в магистратуру факультета журналистики?
И. В. Хорошунова: Сейчас продолжается прием документов в магистратуру факультета журналистики Воронежского государственного университета на направления 42.04.02 Журналистика и 42.04.1 Реклама и связи с общественностью. Подать заявление можно до 15 августа. Чтобы поступить в магистратуру, необходимо пройти индивидуальное собеседование по дисциплинам «Основы журналистики» (для направления «Журналистика»), «Основы рекламы и СО» (для направления «Реклама и связи с общественностью») и «История отечественной (русской) литературы)», а также сдать письменный экзамен по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование».
Вступительные экзамены состоятся 17 августа (на направление 42.04.01 Реклама и связи с общественностью) и 18 августа (на направление 42.04.02 Журналистика) в дистанционном формате.
– Вопрос руководителю магистерской образовательной программы «СМИ и интернет». Роман Владимирович, что представляет собой ваша программа» – это что-то о новых технологиях в журналистике?
Р. В. Жолудь: Этот профиль посвящен углубленному изучению цифровых медиа, особенностей работы журналиста в них. Мы уже давно понимаем, что массовая коммуникация – это территория не только традиционных СМИ, газеты, журналы, радио и телевидение. И это даже уже не только сайты. Сегодня общественно значимая информация распространяется через паблики в социальных сетях, каналы в мессенджерах, мобильные приложения. Это не альтернатива журналистике, как думают некоторые, а новые пространства, которые журналисты успешно осваивают. В рамках профиля «СМИ и Интернет» нашей магистратуры мы готовим студентов к работе в условиях наличия разных информационных площадок. Они изучают сторителлинг, учатся использовать социальные медиа, изучают работу современных редакций, которые выпускают информационный продукт на разных платформах. Мы знакомим студентов со смежными дисциплинами, которые необходимы современному работнику редакции: информационную безопасность, правовое регулирование журналистики, работа с проектами, системный анализ, веб-дизайн.
– Для того чтобы ориентироваться в современных тенденциях в цифровой журналистике, нужно хорошо знать, как работают нынешние СМИ?
Р. В. Жолудь: Да, поэтому мы приглашаем преподавать на этом профиле практиков. Мы сотрудничаем с ведущими региональными СМИ, у нас постоянно работают как преподаватели редактор «Комсомольской правды в Воронеже» Максим Горохов, директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. Мы регулярно обновляем программы дисциплин, внимательно следим за трендами в журналистике, стараемся познакомить студентов со всеми инновациями в журналистике. Иначе нельзя – в этой сфере информация устаревает за два-три года.
— Следующий вопрос – руководителю магистерской программы «Функционирование телевидения и радиовещания» профессору Шестериной Алле Михайловне: почему именно сегодня стоит обучаться на этой программе?
А. М. Шестерина: Жизнь показывает, что умение создавать качественный видео- и аудиоконтент востребовано сегодня во многих сферах. А для того, чтобы быть конкурентноспособным в этой области, необходим профессионализм. Наша магистерская программа позволит овладеть навыками разработки сценария, режиссуры, создания и продвижения видео- и аудиопроектов разного уровня. В структуру обучения, помимо общих дисциплин, входят такие курсы, как «Видеоблогинг», «Видеоимиджмейкинг», «Творческие методы современной телевизионной и радиожурналистики», «Мастерство теле- и радиосценариста», «Теле- и радиопродюсирование», и многие другие. Мы делаем акцент на новейших формах развития электронных медиа, постоянно обновляем учебный материал и готовим выпускников к работе в современном медийном пространстве.
– Есть ли какие-то преимущества обучения на программе «Функционирование телевидения и радиовещания»?
А. М. Шестерина: Обучение ведется с учетом интересов магистранта. Мы прекрасно понимаем, что кому-то интересно снимать и монтировать видео, а кому-то – работать в кадре. Кому-то интересно работать на традиционном радио или телевидении, а кому-то – создавать свой видеоблог или подкаст. Именно поэтому мы стараемся для каждого студента построить индивидуальную траекторию обучения, которая определяется при выборе темы магистерской диссертации.
Также важно отметить, что к преподаванию на нашей программе привлекаются журналисты-практики с большим стажем работы. Практические занятия и практики проходят на теле- и радиостудии факультета, на базе теле- и радиокомпаний, продакшн-студий не только Воронежа, но и других городов России. Уже в ходе практик студенты могут определиться с будущим местом работы.
– Где могут работать выпускники программы?
А. М. Шестерина: Наши выпускники могут работать и работают на теле- и радиоканалах, в продакшн-студиях, в конвергентных медиа и информационных агентствах. Они создают конкурентноспособный профессиональный видео- и аудиоконтент для сетевой среды, сферы рекламы и связей с общественностью. Кроме того, они осваивают навыки редакторской деятельности и могут работать на руководящих должностях. Сегодня эти компетенции востребованы в любой социальной сфере.