Новичихина Марина Евгеньевна
Дата рождения: 16 апреля 1962 г.
Образование
1991 г: филологический факультет Воронежского государственного университета имени Ленинского комсомола. Диплом с отличием от 28 июня 1991 г.;16 февраля 1995 г.: защита кандидатской диссертации на тему «Психолингвистическое исследование лексических противопоставлений», г. Воронеж;
7 октября 2004 г.: защита докторской диссертации на тему «Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации», г. Воронеж
Ученая степень: доктор филологических наук, специальность 10.02.19 – Теория языка
Ученое звание: доцент – по кафедре теории и практики коммуникации. Аттестат доцента от 21 октября 1998 г.
Должность
- профессор кафедры связей с общественностью рекламы и дизайна факультета журналистики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Почетные звания, награды, благодарности
- Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
- Почетная грамота Президиума Воронежского областного Совета профсоюзов (2005 г.)
- Почетный работник общего образования РФ (2006 г.)
- Дипломант Центрально-Черноземной региональной премии в области развития связей с общественностью “RuPoR» в номинации «За авторское мастерство» (2007 г.).
- «Ветеран труда» (Звание присвоено Правительством Воронежской области от 28 октября 2016 г.)
- Почетная грамота Воронежского регионального отделения Союза журналистов России (2021 г.)
Основные направления научной деятельности
- коммерческая номинация;
- экспертиза товарного знака;
- номинация как инструмент позиционирования объекта в тексте
Знание иностранных языков
- английский
Повышение квалификации
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи» в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (удостоверение 362403984081 от 3 апреля 2018 года);
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Использование электронного обучения и дистанционных технологий в образовательной практике вуза» в ФГБОУ ВО Воронежский государственный университет (удостоверение № 362414380118 от 29 октября 2021 г.);
- Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные проблемы преподавания современной словесности» в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет» (удостоверение 362414380662 от 1 ноября 2021 г.)
Разработанные и преподаваемые учебные курсы (учебные дисциплины)
- «Риторика»
- «Принцыпы ведения переговоров»
- «Основы теории коммуникации»
- «Проблемы изучения коммерческой номинации»
- «Коммерческая номинация в массовой коммуникации»
- «Нейминг в массовой коммуникации»
- «Экспертиза коммерческой номинации»
Экспертная и иная профессиональная деятельность
- член Общественного консультативного Совета по русскому языку в сфере публичного применения при Воронежской Областной Думе;
- заместитель председателя Воронежской ассоциации экспертов-лингвистов;
- консультант научно-методического совета Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам;
- заместитель Председателя диссертационного совета Д 212.038.18 при Воронежском государственном университете;
- член объединенного диссертационного совета Д 999.235.02 на базе Курского государственного университета, Липецкого государственного педагогического университета;
- член коллегии журналов: «Теория языка и межкультурная коммуникация» (г. Курск) (перечень ВАК РФ), «Гуманитарно-педагогическое образование» (г. Севастополь) (перечень ВАК РФ), «Вопросы теории и практики журналистики» (г. Иркутск) (перечень ВАК);
- ответственный секретарь журнала «Вестник ВГУ. Серия Филология. Журналистика» (г. Воронеж) (перечень ВАК РФ).
Индекс Хирша
- по всем публикациям на elibrary.ru: 12;
- по публикациям в РИНЦ: 11.
Число цитирований
- из публикаций на elibrary.ru: 620;
- из публикаций, входящих в РИНЦ: 564.
Основные научные труды
- Коммерческая номинация: Монография. – Воронеж: Изд-во Воронежск. Ун-та, 2003. – 191 с.
- Коммуникативный акт – текст – имя (на примере коммерческих названий) // Вестник МГЛУ. – Сер. Лингвистика. – Вып. 483. – Языковое сознание и межкультурная коммуникация. – М., 2004. – С. 81 – 88.
- Коммерческое название, рекламный текст, бренд, товарный знак, номен: разграничение понятий // Вестник Воронежского гос. ун-та. – Сер. Филология. Журналистика. – Воронеж, 2004. — № 1. – С. 165 – 170.
- Теоретические проблемы изучения эффективности коммерческой номинации // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. – Воронеж, 2004. – Вып. 21. — С. 176 — 185.
- Из опыта экспериментального исследования коммерческих названий // Вопросы психолингвистики. – М., 2007. — № 5. – С. 67 – 75.
- Как вы фирму назовете…– М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. – 160 с.
- Функционирование коммерческого названия: мифы и реальность // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета. — Сер. Общественные науки. — № 3. – Владикавказ, 2009. — С. 17 – 20.
- Принципы ведения переговоров. – Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2011. – 58 с.
- Проблемы изучения коммерческой номинации . – Воронеж, 2012. – 108 с.
- О некоторых трудных случаях лингвистической экспертизы товарных знаков // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2012. – Вып. 1. — С. 221 – 227.
- Экспертиза товарного знака (в соавторстве с И.А. Стерниным). – Воронеж, 2013. – 128 с.
- О феномене event-номинации // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – Вып. XVI. – Владикавказ. – 2014. – С. 98 – 100.
- Феномен ренейминга: современное состояние // Научные Ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. – Белгород, 2014. — № 6 (177). – Вып. – С. 174 – 178.
- Об исследовании ассоциативного сходства в лингвистической экспертизе товарных знаков // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. – Тула, 2014. — № 2. – С. 249 – 257.
- О некоторых возможностях практического применения лингвистических знаний // Вестник Северо-Осетинского Государственного Университета. — Сер. Общественные науки. – Владикавказ, 2014. — С. 202 – 206.
- О феномене манипуляции в коммерческой номинации // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2014. — № 4. – С. 130 – 133.
- О некоторых спорных моментах в исследовании семантического сходства товарных знаков Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2015. — № 1. – С. 114 – 116.
- О некоторых способах придания наглядности результатам лингвистической экспертизы товарных знаков // Вестник Череповецкого государственного университета. – Сер.: Технические науки. Филологические науки. Педагогические науки. – Череповец, 2015. — № 2(63). – С. 94– 97.
- О месте и роли ассоциативного эксперимента в лингвистической экспертизе товарных знаков // Вестник Тамбовского государственного университета. – Тамбов, 2015. — Вып. 5 (145). – С. 106–111.
- Иностранное имя как инструмент позиционирования объекта (на примере коммерческих названий) // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2015. — № 3. – С. 149 – 151.
- О психологически реальном значении слова в лингвистической экспертизе товарного знака а // Вестник Тверского государственного университета. – Сер.: Филология. – Тверь, 2016. — № 2. – С. 319 – 324.
- О критериях ассоциативного сходства в лингвистической экспертизе товарного знака // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2016. — № 2. – С. 129 – 132.
- Экспертиза товарного знака в системе лингвистической экспертизы // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. — Воронеж, 2016. — № 4. – С. 112 – 115.
- О феномене медиаренейминга (в соавторстве с М.А. Дрогайцевой) // Теория языка и межкультурная коммуникация: Электронное периодическое издание. – Курск, 2017. — № 2 (25). – https://tl-ic.kursksu.ru/#new-number?id=105.
- Из опыта лингвистической экспертизы описания полезной модели // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2017. — № 2. – С. 96 – 99.
- Факторное исследование эффективности позиционирования номинативными средствами в тексте СМИ (в соавторстве с Н.С. Самойленко) // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2017. — № 4. – С. 113 – 118.
- Медианоминация: учебное пособие (в соавторстве с М.А. Дрогайцевой). – Воронеж: Кварта, 2018. – 84 с.
- О некоторых лингвистических аспектах несовершенства процедур регистрации и экспертизы товарных знаков // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2018. — № 3. – С. 151 – 153.
- Эффективность медианоминации: факторное исследование (в соавторстве с М.А. Дрогайцевой) // Верхневолжский филологический вестник. – Ярославль, 2018. – № 3 (14). – С. 64 – 70.
- Коммерческая номинация: теория и практика: учебное пособие. – Воронеж: Кварта, 2018. – 246 с.
- Товарный знак: вопросы функционирования и лингвистической экспертизы: монография. – Воронеж: Кварта, 2019. – 108 с.
- О нерешенных вопросах и перспективах лингвистической экспертизы товарных знаков // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2019. — № 1. – С. 127 – 129.
- Риторика: учебное пособие. – Воронеж: Кварта, 2019. – 104 с.
- О коммуникативной эффективности никнейма // Гуманитарно-педагогическое образование. Психология. Педагогика. Языкознание. Т. 5, № 3. – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2019. – С. 57 – 60.
- Номинативные способы позиционирования в тексте СМИ: учебное пособие (в соавторстве с Н.С. Самойленко). – Воронеж: Кварта, 2020. – 86 с.
- К вопросу о методиках исследования эффективности номинативного способа позиционирования в тексте СМИ (в соавторстве с Н.С. Самойленко) // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2020. — № 1. – С. 125 – 128.
- О возможностях факторного анализа в исследовании коммуникативной эффективности современной медианоминации (в соавторстве с М.А. Дрогайцевой) // Знак: проблемное поле медиаобразования. – Челябинск, 2020. – № 1 (35). – С. 95 – 101.
- Новые медиа и новые функции медиатекста: к вопросу о трансформации современной журналистики (в соавторстве с Н.С. Самойленко) // Верхневолжский филологический вестник. – Ярославль, 2020 № 2 (21). – С. 92 – 99.
- О некоторых вопросах лингвистической экспертизы товарных знаков, содержащих графические элементы // Вестник ВГУ. – Сер.: Филология. Журналистика. – Воронеж, 2021. — № 1. – С. 118 – 121.
- О месте коммерческой номинации в ономастическом пространстве (в соавторстве с М.А. Дрогайцевой) // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. – Воронеж, 2021. — № 4 (43). — С.27 – 35.
- О критериях выделения описательного элемента в лингвистической экспертизе товарного знака // Теория языка и межкультурная коммуникация: Электронное периодическое издание. – Курск, 2021. — № 4 – С. 153 – 163. — https://tl-ic.kursksu.ru/#new-number
Контактная информация
Тел.: +7 9036541727
E-mail: novichihiname@mail.ru