ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 1.
Часть первая
Сначала немного истории.
Все мы знаем словосочетание «газетная утка». Есть несколько версий его происхождения. Но мнения многих сходятся, что она родилась после того, как в одной из газет XIX века было рассказано, что известный бельгийский юморист Роберт Корнелиссен вздумал подшутить над доверчивой публикой и напечатал в журнале вот такую заметку: «Прожорливость уток известна; она наиболее явствует из следующего случая. Один учёный купил 20 уток и тотчас же приказал изрубить одну из них с перьями и костями в мелкие кусочки, которыми накормил остальных 19 уток. Несколько минут спустя он поступил так же с другою, потом с третьей, четвёртой уткой и так далее, пока не осталась только одна, которая таким образом пожрала 19 подруг своих».
Эта история, рассказанная очень подробно, наделала много шуму и была перепечатана во всех журналах и газетах того времени. Несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Потом сам автор раскрыл секрет «научного опыта» и осмеял легковерных читателей. Так что своим рождением эта «птичка» обязана извечному стремлению журналистов к погоне за сенсациями, и с тех пор ложь в прессе стала именоваться «газетной уткой».
По другой версии, это выражение родилось в Германии в конце XVII в. Там под статьями, излагавшими сенсационные, но недостаточные сведения, ставили NT (от лат. non testatur – не проверено). Читается это сокращенно «энте», что по-немецки означает утка (die Ente). Так ни в чем не повинная птица стала символом беззастенчивого газетного вранья.
Почему же ту новость многие сразу же перепечатали?
Суть психологии человека состоит в том, что любая нестандартная информация вызывает яркую эмоцию (удивление, страх, радость, ужас и прочее). Человек этим хочет делиться. Как правило, в повышенном эмоциональном состоянии он теряет способность к критическому мышлению и оказывается дальнейшим распространителем ложной и непроверенной информации.
Сегодня широко распространено понятие «фейк» (от англ. fake – подделка, фальшивка, обман), которое включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды: от поддельных текстов, а также фото-, видео- или аудиозаписей до искусственно созданной по заданию заказчика популярности личности, произведения, проекта (как правило, при помощи интернет-ботов и (или) тех же фальшивых аккаунтов, выставляющих «лайки» и постящих одобрительные комментарии)». Фейковая новость – это всегда преднамеренная фальсификация, сознательная манипуляция общественным сознанием, т. е. дезинформация, преследующая негативные цели, и прежде всего подрыв репутации (дипфейк – это реалистичная подмена фото-, аудио — и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей).
Вот достаточно свежий пример. Штамм вируса nCoV связан с летучими мышами, из которых китайцы готовят суп. Информация о том, что заболевание происходит от «дикой пищи коренных народов», было воспринято как достоверная, что усилило негативное стереотипное отношение у части населения к китайской кухне, к китайцам. Это вызвало у мировой общественности обеспокоенность по поводу обострения проблемы расовой дискриминации, хотя ВВС и опубликовало корректирующую информацию, подтверждающую, что видео выше не было записано ни в Ухане, ни в любом другом месте в Китае.
Миру приходится бороться не только с болезнями, но и с ложными новостями, которые в эпоху интернета распространяются с головокружительной скоростью.
Но фейки были всегда. И не всегда они были безобидными, как шутка про прожорливых уток. Некоторые из них имели весьма серьезные последствия.
Перед походом на Россию Наполеон Бонапарт использовал, говоря современным языком, все возможности пиара. С помощью французских печатных изданий, а также изданий в подконтрольных ему государствах, он тщательно создавал нужное ему общественное мнение о противнике, о своей успешной завоевательной кампании.
Так, перед нападением на Россию он начал с дискредитации имиджа нашей страны. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далекая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».
На удивление своевременно, а именно, в начале 1812 года, вышла в свет замечательное произведение «О росте могущества России с ее возникновения до начала XIX века». Автором псевдоисторического труда был назван публицист Шарль-Луи Лезюр. Хотя сейчас ученые-историки утверждают, что рукопись книги корректировал, а, возможно, местами и писал текст сам Наполеон. В данном произведении во главу угла ставилось так называемое завещание Петра Первого (которое до сих пор не было найдено). В книге утверждалось, что он, прежде чем упокоиться, оставил будущим правителям России секретнейший план. В нем было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой.
Читатели данного историко-литературного опуса Лезюра должны были составить себе вполне определенное представление о России как о стране воинственных дикарей. Бонапарт, прикрываясь великой оберегающей миссией, заодно представлял себя и свою армию как общеевропейскую силу, противостоящую угрозе с Востока, варварам, только и грезящим вторгнуться на чужие территории и разрушить многовековые цивилизации.
Вот так проводилась широкая информационная кампания Наполеоном.
Понимая, что пресса формирует общественное мнение, Наполеон одним из первых европейских политиков заговорил об управлении общественным мнением на уровне высокой государственной политики. «Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — говорил он в назидание потомкам.
В практических усилиях Наполеона отчетливо прослеживаются далекие истоки существующих концепций информационной войны, что, в свою очередь, позволяет говорить о нем как о предшественнике современных специалистов по информационно-психологическому воздействию во внешнеполитической и военной областях.
Еще в далеком 1815 году, Натан Ротшильд, основатель известной династии банкиров, сказал ставшую знаменитой и актуальной до сих пор фразу:
«Кто владеет информацией, тот владеет миром».
А что сегодня? Как влияют СМИ на современное общество?
Сегодня в качественной журналистике существуют классические принципы работы – объективности и достоверности. Журналисты и СМИ несут ответственность за сообщаемую информацию. Все официальные средства массовой информации работают на основе закона о СМИ, поэтому информация, которую они распространяют, должна быть проверена и подтверждена, в противном случае на СМИ можно подать в суд за клевету или недостоверность фактов.
Но кто же сегодня главнее: СМИ или социальные сети?
Мы знаем, что большинство молодежи почти не смотрит телевизор, не слушает радио. Периодически читает электронные издания. Но почти каждый молодой человек «живет» в социальных сетях.
По данным исследований на начало 2021 года, в России насчитывалось
99 млн. пользователей социальных сетей, или почти 70 % населения. А в мире эта цифра составляет более 4,6 миллиарда пользователей!
Такой колоссальный охват не имеет ни телевидение, ни радио, ни печатные СМИ.
В соцсетях мы общаемся с нашими близкими, друзьями, знакомыми. Также мы подписаны на некоторых известных людей, которых принято считать «лидерами мнений» в различных сферах (артисты, спортсмены, телеведущие, певцы и прочие «звезды»). Там же мы отслеживаем рекламу разного рада, смотрим лайфхаки. Но в этой огромной сети есть и те, чьи действия носят деструктивный характер: мошенники, «тролли», разжигатели ненависти, межнациональной и религиозной розни, вербовщики в экстремистские организации, распространители порнографии и пр. Ведь при регистрации в социальных сетях особо не требуются персональные данные, можно выдать себя за кого угодно, разместить практически что угодно, в том числе любые фотографии.
Главная «ловушка» соцсетей состоит в том, что вы не знаете, с кем вы общаетесь (если это, конечно, не кто-то из круга ваших знакомых). Неизвестные вам пользователи могут распространять фейки, сеять ужас, панику. Такую информацию могут распространять нарочно, чтобы вы находились в постоянном стрессе, или для вашего обмана.
Фейковые новости создаются в погоне за популярностью в соцсетях, достижением политических или конкурентных преимуществ, дискриминацией определенных групп лиц, привлечением внимания к отдельной личности или компании, мошенническим завладением деньгами или имуществом пользователей, нанесением ущерба информации, хранящейся в компьютерах пользователей.
Итак, сначала стоит понять, почему в медиасфере возникают фейки и вбросы. Можно выделить несколько основных причин:
- борьба за власть и внимание аудитории;
- желание продать, нажиться, обмануть;
- разжигание эмоций людей, ощущение себя «властелином человеческих чувств».
Главное, о чем необходимо помнить: не весь контент соцсетей представляет собой достоверные, проверенные факты. Поэтому важно иметь инструменты для определения подлинности новости, чтобы не стать заложником противоречивой, а часто и лживой информации.
Психология соцсетей такова: максимум эмоций – минимум фактов.
Ученые выявили любопытную статистику: правдивые истории набирают в среднем в шесть раз меньше просмотров, чем выявленные фальшивки.
Часто человек имеет крайне слабое представление о том, что его окружает. То есть мы многое знаем. Например, знаем, что Египетские пирамиды существуют, но не все из нас там были. И вот тут как раз можно выдумать массу фейков, ведь мы доподлинно не видели их размеры, не посещали музей и прочее. Часто выдумка построена вокруг какого-то неоспоримого существующего объекта, факта, который все знают, а вот инсинуации кроятся в деталях. Бывает, фейк очень сложно отличить от правдивой истории.
В 2017 году ростовчанин «взорвал», как принято говорить в социальных сетях, российский сегмент фейсбука, опубликовав фото с «улыбающейся на похоронах вдовой Рокфеллера». Многие пользователи поверили в достоверность поста: он набрал более 17 тыс. репостов всего за 4 дня. Комментаторы явно осуждали героиню публикации, о чем свидетельствуют их отзывы типа «отмучилась» и «дождалась».
На деле в посте использовался кадр со съемок фильма «Джеки» с Натали Портман в главной роли. Автор публикации рассказал, что действительно посчитал актрису вдовой Рокфеллера. Только после того, как его поправили несколько комментаторов, он осознал ошибку и удалил пост. Правда, тот уже разлетелся по сети, и многие продолжают верить в этот фейк до сих пор.
Главная задача фейка: коротко, ясно, с девизами и вырванными картинками. «заразить», как правило, негативной эмоцией на фоне возмутительных событий, чтобы каждый ее распространял, а далее – эффект лавины.
Понятно, что современному человеку не хватает времени на проверку информации, поэтому чаще всего он верит, не разбираясь. Иногда банально лень – не хочется искать подтверждения. В социальных сетях этим широко пользуются: неосведомленность общества становится гласным оружием в управлении сознанием. Даже если новость была фейком и ее опровергли, то репосты, как снежный ком, обгоняют опровержение, делая его, по сути, бессмысленным.
Человек попадает в психологически замкнутый круг: он зачастую не любит признавать ошибки и, один раз распространив фейк, будет верить в него до последнего, искать еще и еще этому доказательства, чтобы убедить себя, что он не мог оказаться «одураченным». Так устроена человеческая сущность – с трудом признавать или вовсе не признавать ошибку. И вот уже упрямо человек черное называет белым и наоборот.