Декан факультета Владимир Тулупов и преподаватель кафедры журналистики и литературы Пётр Новиков приняли участие в экспертном форуме «Центрально-Черноземный макрорегион: социокультурный вызов», который состоялся в зале «Алмаз» гостиницы Marriott. Мероприятие прошло в рамках «Эффективного диалога с губернатором», состоявшегося уже в третий раз. Предыдущие встречи были посвящены развитию экономики и бизнесу.
Выступление представителя Центра стратегических разработок И. В. Лагунова предварило публичную дискуссию на тему «Привлечение и удержание талантов и создание рабочих мест». После работы групп, обсуждавших пути и способы повышения конкурентоспособности региона в гуманитарном пространстве, состоялась панельная сессия по направлениям укрепления лидерских позиций Воронежской области с участием губернатора А. В. Гусева. Вел мероприятие руководитель секретариата губернатора области И. А Лотков.
Публикуем выдержки из выступления В. Тулупова и его статью о туризме.
В концепции «Макрорегион Черноземье. Социокультурный вызов» выделены две задачи: борьба за таланты и борьба за рабочие места. Они, конечно, взаимосвязаны: талантливых людей в регионе и в его столице очень много, но чтобы они сознательно и добровольно оставались творить и созидать здесь, у нас, важно создавать локальные комфортные среды.
В каждой социальной области они свои. Например, в сфере высшего образования условиями создания такой комфортной среды являются прежде всего возможности профессионализации и социализации. Это когда выпускник через много лет говорит спасибо вузу и факультету за полученные и затем востребованные профессиональные знания, навыки и умения и за ту атмосферу доброжелательности и творчества, которые поспособствовали становлению молодого человека и в профессии, и в жизни как таковой.
Вот были в ВГУ два театра – миниатюр и песни. Это были небольшие коллективы, но вокруг них формировалась настоящая локальная среда, которая с каждым годом ширилась и ширилась. Спросите сегодняшних шестидесятилетних, как повлияли на них спектакли этих студенческих театров. Уверен, что светлым ностальгическим воспоминаниям не будет конца… Выпускников журфака уже многие годы собирают «Посвящение», День факультета, Кубок по мини-футболу. Не понаслышке знаю, что в ВГУ идут ещё и потому, что здесь продолжается кавээновское и стройотрядовское движение, что здесь фестивали «Первокурсник» и «Студенческая весна» превращаются в настоящие демонстрации творчества молодых людей.
Вот такие среды необходимо выявлять и всячески поддерживать на региональном уровне.
Но для этого, а также для того, чтобы узнать, какие реально эффективные действия в культуре, образовании и в социальной сфере необходимо предпринять в целях повышения конкурентоспособности макрорегиона на национальном уровне, удержания лидерской позиции внутри макрорегиона, важно провести квалифицированное масштабное конкретно-социологическое исследование среди разных слоев воронежского общества. Чтобы собрать все – от фантастических до реалистических – предложений. Параллельно важно получить и экспертные предложения: ведь лишь настоящие специалисты до тонкостей разбираются в своих узких областях.
Мне легче предметно высказаться о двух областях, к которым прямое отношение, – об образовании, о медиасфере, ну и о культуре.
Кризис гуманитарного образования – это, конечно, мировая проблема, и кто постарается его преодолеть, опередит многих. Потому что история говорит: как только общество перестает поддерживать гуманитарные науки, резко падает уровень естественных наук. А у нас планомерно сокращают бюджетные места на филфаке, истфаке, журфаке и др. Об этом даже речь зашла на встрече с Президентом. Кстати, то, что юные всё меньше читают книг, газет и журналов, резко отразилось на уровне грамотности. Наши абитуриенты искусно владеют гаджетами, но информация, потребляемая ими, зачастую хаотичная, бессистемная, нередко лишь развлекательного характера. И ещё: казалось бы, Интернет должен «соединять берега», а он, увы, разъединяет людей, способствуя атомизации общества. Отсюда предложение: разработать комплексную региональную программу непрерывного медиаобразования.
Воронеж знаменит своей литературой, театрами, искусством, филологической школой, фольклором, и это наше преимущество необходимо использовать. Причем важно поддерживать все, а не только авангардные направления. Вот, например, Платоновский фестиваль. Он кому адресован? Молодежи? Но, например, студенческая молодежь, которая составляет, кажется, пятую часть горожан, в июне сдает сессию… То же относится и к вузовской общественности. Получается, и по содержанию, и по организации какое-то элитное мероприятие – для крайне узкой прослойки.
И напоследок: десять лет назад я опубликовал в «Коммуне» статью «Туризм – не просто развлечение». Говоря о том, что туризм в нашей области пока не стал системой, сочетающей сразу три важнейших условия туристского развития: историко-культурные достопримечательности, природную среду и их транспортную доступность, я завершал статью таким выводом: «Туризм – это и самостоятельная перспективная отрасль экономики, и своеобразный «локомотив», который тянет за собой другие отрасли (строительство, транспорт, сервис и др.), как это происходило и происходит во многих странах мира». Кажется, этот вывод до сих пор актуален.
Туризм – не просто развлечение
Отрасль способна стать локомотивом региональной экономики
В прошлом номере газеты «Областная Дума» была опубликована статья Геннадия Литвинцева «Разбогатеет ли Скупая Потудань? Местный туризм может стать источником серьёзных доходов», посвящённая проблемам развития отрасли. Сегодня мы продолжаем начатый разговор.
В 1985-1986 учебном году мне пришлось работать в Пекинском институте иностранных языков. Нас – первых тринадцать преподавателей из вузов Санкт-Петербурга, Минска, Казани, Воронежа, Уфы – пригласили преподавать русский язык и литературу после долгих лет непростых отношений между СССР и КНР.
Китай уже почти десять лет как проводил реформу, в нашей же стране только-только был объявлен новый курс. Поэтому было особенно интересно наблюдать, сравнивать, делать выводы. Помню, мы очень удивились тому факту, что китайцы всё время говорили о туризме. И не только говорили, но показывали реальные достижения в этой сфере. Страна была буквально заполонена иностранцами со всех континентов – бизнесменами, инженерами, учителями и, конечно, обычными туристами. Китай открыл границы для сотрудничества в политике, экономике, культуре, спорте. Именно тогда начался прорыв, позволившей сегодня стране выйти по многим показателям на первое место в мире. И туризм, на мой взгляд, сыграл в этом немаловажную роль.
Прежде чем привлечь перспективных инвесторов, надо было показать страну. И к тому времени в Поднебесной уже были построены великолепные отели, отличные дороги, восстановлены исторические памятники, включая несколько участков Великой китайской стены, на которую устремились полчища путешественников. Пекинская опера, китайский шёлк, китайская кухня – всё было необычно и всё… приносило огромную прибыль.
Два года назад на нашем факультете под моим научным руководством была защищена дипломная работа Валерии Ериной «Развитие краеведческого туризма (концепция рекламного и PR-продвижения краеведческого туризма в Воронежской области)». Нам показалось, что такая тема имеет не только научное, но и практическое значение. Мы пришли к выводу, что, позиционируя регион, не следует ограничиваться АПК, ВПК и самолетостроением. У области, занимающей выгодное географическое положение, находящейся в районе мягкого климата, имеющей богатейшую и уникальную историю, в том числе историю культуры, наличествует огромный туристический потенциал. Ведь видов туризма великое множество. Если только разделять туризм по целям, то уже обнаруживается его разнообразие: лечебно-оздоровительный, экскурсионно-познавательный, спортивный, любительский, а также деловой туризм, включающий научный, коммерческий, образовательный, паломнический, этнический, экологический и другие подвиды. А ведь туризм можно различать по возрастному составу участников (детский, молодёжный, для людей среднего, зрелого возраста), по виду используемых ресурсов (купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный), по турпотокам (сезонный, круглогодичный), по продолжительности (краткосрочный, долгосрочный, маршрут выходного дня), по видам использованных транспортных средств (автомобильный, авиа, железнодорожный, речной и морской круизы и др.), по ведущему занятию (охотничий, рыболовный) и т. д.
У нас же, при наличии порядка 150 турфирм, очевидно доминирует выездной туризм. В области насчитывается около 60 гостиниц (примерно на 4 тысячи мест), но отсутствуют крупные гостиницы туристского класса. Специалисты давно оценили значимость создания в Воронежской области современного и востребованного туристского комплекса, считая главной задачей решение вопроса сохранения культурно-исторических ценностей, природных и археологических памятников, литературного наследия, ландшафтно-рекреационные ресурсов. Они уверены, что область также обладает уникальными условия для развития курортного бизнеса.
Почему же к нам пока не едут? Причины очевидны: это и неразвитость туристской инфраструктуры, и транспортные проблемы, и отсутствие должного разнообразия организационных форм охраны и использования объектов культурного наследия, и проблемы коммунального хозяйства («Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим неухоженные кварталы, грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху. С этим напрямую связано и отношение самих жителей к своим памятникам»).
Между тем ресурсов – историко-культурных, природно-оздоровительных, экономико-географических – достаточно, чтобы Воронежская область стала ещё более привлекательна в туристическом плане. Коротко напомню о некоторых из них.
В Воронеже сохранились памятники архитектуры XVIII-XIX веков. Воронежская земля хранит память о сказочниках Афанасьеве и Барышниковой, основателе русского народного хора Пятницком, художниках Крамском и Ге, поэтах Кольцове, Никитине и Веневитинове, писателях Бунине и Платонове, академиках Бурденко и Басове, изобретателе трёхлинейной винтовки Мосине и выдающемся зоогеографе и путешественнике Северцове и многих-многих других. Уникальны коллекции воронежских музеев: областного краеведческого, художественного имени Крамского, литературного имени Никитина, а также музея боевой славы «Арсенал» и музея великого циркового артиста Дурова. Воронеж – город театров. На сцене академического театра драмы имени Кольцова, которому более двухсот лет, выступали Щепкин, Мочалов, Комиссаржевская, Ермолова.
Рамонь, Ступино, Чертовицы известны как места строительства первых кораблей российского военно-морского флота. Именно в Рамони была спущена на воду знаменитая 14-пушечная шнява «Таймолар», первым командиром которой был известный в последующем мореплаватель Витус Беринг. Список достопримечательностей Рамонского района вообще уникален: от курганных групп, городищ и поселений II-I тысячелетий до н.э. до дворцовых комплексов Ольденбургских, Тулиновых, Ромахиных, Веневитиновых, Толстых, старинных церквей во многих селах района.
Село Костёнки Хохольского района известно теперь во всем мире, по крайней мере у тех, кто так или иначе соприкасается с проблемами изучения первобытной истории, оно на слуху: ведь на территории этого села в разное время было открыто и исследовано более 26 стоянок первобытного человека каменного века.
Природный архитектурно-археологический музей заповедник «Дивногорье» – это музей под открытым небом, занимающий площадь 1100 га. На территории музея-заповедника расположены памятники истории архитектуры республиканского значения: пещерные меловые церкви середины XVI век; археологический комплекс памятников республиканского значения – Маяцкое городище IX-X веков; памятники природы – единственные в регионе меловые столбы – останцы Дивы, уникальные ландшафтные образования, реликтовая и эндемичная растительность; насекомые-эндемики.
Хреновской конезавод, где выведена новая порода лошадей – орловская рысистая, ведёт историю с 1776 года и работает до сих пор в тех же корпусах, что были выстроены 200 лет назад по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди.
Основными объектами паломнического туризма являются Никольская и Введенская церкви, Покровский кафедральный собор, Алексеевский Акатов женский монастырь, церковь Сицилийской Божьей Матери в Лискинском районе с подземным храмом, Дивногорский Успенский мужской монастырь с пещерной церковью Иоанна Предтечи.
А ещё – санатории «Радон», «Углянец», им. Цюрупы, им. Максима Горького, горнолыжный комплекс «Костёнки», Графский заповедник, видовой заказник «Каменная Степь», охотничий заказник «Михайловский» – можно перечислять и перечислять…
Конечно, сегодня в нашем регионе существуют туристические услуги, в числе которых и знакомство с Воронежем (экскурсии обзорного характера, тематические экскурсии «Воронеж экологический», «Воронеж литературный», «Воронеж – город воин» и др.), с дворянскими усадьбами Воронежского края, пещерными храмами среднего Дона, православными святынями нашей земли. Стали популярными такие туры, как «Усманский Бор», «Пеший поход-экскурсия в Шатрище и Дивногорье» и др. Но пока это не система, сочетающая сразу три важнейших условия туристского развития: историко-культурные достопримечательности, природную среду и их транспортную доступность. А ведь изменившаяся в последнее время конъюнктура туристского рынка привела к повышению спроса на внутренний и въездной туризм.
Туризм – это и самостоятельная перспективная отрасль экономики, и своеобразный «локомотив», который тянет за собой другие отрасли (строительство, транспорт, сервис и др.), как это происходило и происходит во многих странах мира.
Владимир Тулупов,
зав. кафедрой рекламы и дизайна,
декан факультета журналистики ВГУ.
«Областная Дума»
(вкладыш в газете «Коммуна», ноябрь 2009 г.)