Алексей Колосов
Алексей Алексеевич Колосов родился в Магаданской области 30 августа 1953 года, где его родители трудились по контракту. Алеша был маленьким мальчиком, когда семья переехала в Воронежскую область. Вырос Алексей в селе Хреновом, знаменитом своим конным заводом, основанным когда-то графом Орловым-Чесменским. Здесь занимался легкой атлетикой, здесь взял в руки первый свой фотоаппарат — бабушка подарила внуку на 10-летие «Смену». Окончив восемь классов, Алексей поступил в Воронежский авиационный техникум, а после техникума был призван в армию. Служил под Москвой, близ Загорска, теперь этому святому месту вернули исконное название — Сергиев Посад. Полученная Алексеем в техникуме специальность «Техник-технолог» в жизни так и не пригодилась: после армии Алексей Колосов поступил на факультет журналистики Воронежского государственного университета. Учеба сочеталась с работой: в 1974 году Алексея приняли фотокорреспондентом в молодежную газету Воронежской области «Молодой коммунар», где он трудился до 1977 года. Газета была знаменита на весь Союз боевитостью, оперативностью, высоким качеством материалов. «Работать было очень интересно, — вспоминал Алексей Алексеевич, — но хотелось новых впечатлений. И я пошел в железнодорожную газету, там можно было ездить по нескольким областям….»
Путешествия плотно заполнили жизнь Алексея Колосова больше чем на двадцать лет. Два года в артели золотодобытчиков, больше десяти — в республиканской киргизской молодежной газете. Творческие интересы — самые разнообразные: Алексей интервьюировал для газеты приезжих знаменитостей (например, Иннокентия Смоктуновского), писал о жизни погранзастав и труде киргизских скотоводов, снимал дивной красоты пейзажи… Это не творческая всеядность, когда журналисту всё равно, о чём и для кого писать, равнодушно перечисляя фамилии и события. А. А. Колосов влюблялся во всё и во всех, о ком и о чём писал. Героев многих публикаций он вспоминал спустя годы и рассказывал о них той же с теплотой и признательностью, с какой в свое время писал. Если любовь можно назвать творческим методом, то именно это — главная особенность творчества Алексея Колосова. Разумеется, это характерно не только для киргизского периода его жизни, да и не только для творчества.
Алексей был очень ярким человеком, общительным, доброжелательным ко всем. «Поговоришь с ним пять- десять минут, и начинает казаться, будто знал всю жизнь» — так о нем вспоминают многие. Но: можно ведь эту доброжелательность включать, а потом и выключать — за ненадобностью. Идет, скажем, беседа для газеты, обаяние включается, собеседники чувствуют себя лучшими друзьями; расстались — и при встрече через месяц и не узнают друг друга. Незачем… Для Алексея Алексеевича такое отношение к людям было недопустимым! Казалось, он помнил всех, с кем когда-либо встречался; мало того — он помнил, чем можно помочь случайно встретившемуся человеку, и помогал как мог. Выходит, к примеру, Алексей из храма после Пасхальной службы, встречает знакомую и узнает, что ей нужно просидеть на приходе часа 4 — пока не пойдет автобус до дома. Тут же Алексей Алексеевич отправился с ней на своей машине — а ехать-то не на льнокомбинат, а в Пески, это больше 70 километров!»
Есть возможность помочь человеку- надо это делать обязательно» — так считал Алексей Колосов. Наверное, нет у него знакомых, кому он не помог бы, и не раз. Да разве только знакомым помогал! Резчика по дереву из Украины Руслана Острова, например, Алексей не знал, пока не увидел в интернете его крик о помощи: собрался человек переезжать в Россию, срочно нужна временная прописка — а помочь некому… У Алексея в Хреновом осталось родительское жилье, прописку семье оформили. Это, кстати, даже в Пески из Вологды ехать, пришлось до Воронежа мотаться… И таких случаев — не счесть.
Зачем это надо было? Затем, чтобы чувствовать себя человеком…
После кровавых беспорядков в Оше (рассказы А. Колосова об этой трагедии публиковал воронежский журнал «Подъем») Алексей оставляет Киргизию, перебирается в Москву. «С 1993 года (за небольшими исключениями), — как писал о себе А. А. Колосов в краткой биографической справке, — живёт и работает в Вологде». В число исключений вошли и годы преподавания на факультете журналистики Воронежского государственного университета. Алексей Алексеевич со-ставил пособие по курсу «Основы фотожурналистики», который вел несколько лет. Уже когда А. А. Колосов работал в «Красном Севере», он приглашал нескольких своих студентов на практику. Ребята переписывались с учителем, советовались с ним обо всем: о профессии, о жизни… https://youtu.be/XBy9xLvuUg8 — это ссылка на видеопоздравление с 60-летием, которое отправили к 60-летию коллеги и учителя преподаватели и студенты журфака.
В наш город Алексей Алексеевич приехал по приглашению главного редактора областной газеты «Русский Север» Владимира Панцырева, земляка-воронежца (они и в «Молодом коммунаре » трудились, только в разное время). Главная обязанность заместителя редактора — организация газетного процесса: планирование номеров, вычитка и правка материалов, контроль за вёрсткой и корректурой… Всё это занимает очень много сил и времени, но Алексей Алексеевич не был бы самим собой, если бы перестал снимать и писать. В «Русском Севере» Алексей познакомился с людьми, которые во многом повлияли на его дальнейшую жизнь — поэтом Михаилом Сопиным и священником Сергием Колчеевым. Алексей Колосов опубликовал стихи Михаила Сопина, сопроводив их своими фотографиями. Получилось неожиданно остро и в то же время философично. Снимки не увели размышления поэта в плоскость репортажа, а сделали строки Сопина близкими для каждого читателя газеты. Фотографии подчеркивали: эти стихи — о том, что с каждым из нас сегодня происходит… А стихи помогали воспринимать снимки не как примету только сегодняшнего дня, но и как размышления о жизни, о вечном. Алексей вначале побаивался, как воспримет публикацию поэт, но Михаил Николаевич горячо под-держал, и потом порой специально что-нибудь писал к колосовским снимкам. После кончины М. Н. Сопина Алексей Алексеевич помог вдове поэта издать его книгу «Спелый дождь».
С 2008 года Алексей Алексеевич трудился в «Красном Севере» заместителем главного редактора, в 2013 — 2014 годах исполнял обязанности главного редактора. В это время он неоднократно устраивал свои фотовыставки. Несколько работ Алексея Колосова долгое время украшали фойе областного драматического театра.
В 2008 году в Вологде впервые состоялся фестиваль “Кружева” (организатор фестиваля – газета “Музыкальное обозрение”). Алексей Колосов подключился к этому проекту не только как автор статей и фоторепортажей для «Красного Севера» и «Вологодского ЛАДА»; Алексей Алексеевич был деятельным участником разработки и реализации концепции фестиваля. «В рамках второго и всех последующих фестивалей, — пишет художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов, — традиционными и вполне логичными становились его фотовыставки «Вариации для фотоаппарата с оркестром и колоколами» (2010), «Фотографии. Музыкальный фестиваль “Кружева” — портреты» (2011), «Фотографии. Лица» (к 60-летию)».
В 2010 году издательство «Фотолетопись России» выпустило фотоальбом «Вологодский узор», в котором опубликовано несколько десятков снимков Алексея Колосова. Фотоальбом получил прекрасные отзывы, задумано было продолжение проекта, но помешало отсутствие финансирования.
Алексей Алексеевич подготовил выставку работ фоторепортеров «Красного Севера» к 100-летию газеты в 2017 году, и, конечно, центральное место в экспозиции заняли работы А. А. Колосова.
Шестидесятилетию автора была посвящена выставка фоторабот Алексея Колосова «Братья и сестры», которая состоялась в 2013 — 2014 гг. в актовом зале Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Были представлены лучшие работы Алексея Алексеевича, сделанные за 20 лет жизни на Вологодчине. С церковной жизнью его связывала не только дружба с отцом Сергием Колчеевым, но и многолетнее сотрудничество с епархиальным журналом «Благовестник». Материалы Алексея Колосова о людях Церкви не раз публиковались не только в церковной прессе, но и в областной. В 2009 году А. А. Колосов принял участие в работе XIV Всероссийского фестиваля-семинара «Православие на телевидении, радио и в печати», который проходил в московском институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. Фотографии Алексея Алексеевича, опубликованные в «Красном Севере» и «Вологодском ЛАДЕ», были отмечены дипломом фестиваля-конкурса.
Военной историей Алексей интересовался всю жизнь: дед его воевал в первую мировую, отец — в Великую Отечественную… Алексей Алексеевич с замечательным фотографом Евгением Халдеем, дружил не раз писал о нем. Старшим другом вологодского фотожурналиста был известный писатель Борис Васильев, о нем и его жене Зоре А. А. Колосов не раз рассказывал в своих публикациях. Несколько лет Алексей Алексеевич сотрудничал с Вологодским поисковым отрядом, возглавляемым Иваном Дьяковым: участвовал в поисковых экспедициях и в нашей области, и на местах боев, опубликовал несколько материалов о работе поисковиков.
С 2010 года по 2019 годы Алексей Колосов был членом общественного совета при УМВД России по Вологодской области. Он не раз бывал на Северном Кавказе со сводными отрядами вологодской полиции, принимал участие в агитационных автопробегах по Вологодской области. Алексей Алексеевич был членом жюри регионального этапа конкурса «Открытый взгляд», не раз проводил с полицейскими занятия и семинары по фотографии.
Вологда принимает не всех, но Алексея Колосова приняла сразу. И он сразу принял Вологодчину в свое сердце, не только как место ра-боты, но и как вторую — после Воронежских краев — родину. Алексей полюбил северную природу, которую прекрасно знал, особенно наши озера и реки, он ведь был горячим любителем рыбалки. Алексей глубоко понимал северный характер; вологжане, несмотря некоторую флегматичность, отличаются надежностью и обстоятельностью, — эти качества были свойственны и Алексею, так что южная горячность ничуть не мешала ему в общении с северянами, многие из которых стали ему верными друзьями.
Нельзя не вспомнить классика:
«Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были».
Следуя словам Василия Жуковского, будем благодарны Творцу за то, что послал нам встречу с замечательным человеком, и будем хранить благодарную память о нем.
Да упокоит Господь душу раба Своего Алексия там, где, как говорится в заупокойном богослужении, «несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!»