ФЕЙКИ И ВБРОСЫ, или как не остаться одураченным Часть 2.
Часть вторая
Рассмотрим этапы создания фейка
- ЗАРОЖДЕНИЕ ФЕЙКА.
Вы наверняка знаете с детства, что создание слухов, фейков – естественный процесс в человеческих сообществах. Такой круговорот информации позволяет укрепить социальные связи между рассказчиком и «своей группой».
В момент форс-мажоров и катастроф люди в панике и стрессе начинают массово и во много раз активнее распространять непроверенные данные, конспирологические теории и фейковые новости — так устроено человеческое мышление.
К прототипам фейка также могут быть отнесены «газетные утки», шутки, которые являются продуктом авторской фантазии, домыслы и слухи.
Есть и такие понятия, как мистификация и пастиш.
Мистификация (от греческого mystes – посвященный в тайну и латинского facio – делаю) – выдумка, затея или намеренная попытка ввести кого-либо (читателей, зрителей, слушателей, любую в общем публику) в заблуждение, как в шутку, так и со злобным намерением. В кинематографе существует жанр, определяемый английским термином mockumentary (мокьюментари), преподнесенную в форме документального фильма. Но предмет мокьюментари – не настоящий, а вымышленный.
Слово «пастиш» означает «подделка, имитация, подражание». Пастиш – это вторичное произведение, которое является продолжением либо иной сюжетной версией первичного (авторского) текста с сохранением авторского стиля, персонажей, антуража, времени действия. Широкое распространение этот термин приобрел в литературе середины-конца XX века.
- РАСПРОСТРАНЕНИЕ ФЕЙКА.
Фейки распространяются в социальных сетях, преимущественно в родительских и в студенческих группах. Потом фейки размещаются на форумах и сайтах так называемого третьего эшелона, особенностью которых является отсутствие собственных материалов и размещение контента, содержание которого не коррелируется с новостными лентами информационных агентств и федеральных СМИ.
- ТРАНСФОРМАЦИЯ ФЕЙКА.
История шлифуется, обрастает новыми деталями, персонажами, действующими лицами, которые ментально, как правило, ближе жителям России. Всё усугубляется скоростью распространения фейков в медиа и тем, что, по данным исследования PRNEWS.IO, 90 % аудитории не может отличить достоверные новости от фальшивых. И люди, сами того не понимая, становятся разносчиками фейков, распространяя и комментируя ложную информацию.
- ТИРАЖИРОВАНИЕ ФЕЙКА.
Главный принцип генерирования фальшивых новостей — максимально негативная или абсурдная информация, которая регулярно тиражируется в онлайн-пространстве. Поэтому её читают, ей верят, охотно репостят на своих страницах в соцсетях, делятся с родными.
Основные особенности составления фейков:
- фейковые сообщения тематически «отталкивается» от новостной повестки дня и зачастую являются не самостоятельными сюжетами, а частью большой общей истории на определенную тему;
- успешный фейк, имеющий возможность стать вирусным, обладает собственной драматургией: завязкой, кульминацией, развязкой действия;
- фейковые сообщения могут быть сформированы с позиции разных повествователей — как от первого лица, так и от третьего;
- повествование в фейке может строиться как вокруг главного героя, так и вокруг его антагониста.
Как же распознавать ложные (фейковые) новости?
- Проверьте факты и подлинность изображений.
Достоверные новости, как правило, включают множество проверяемых фактических данных, цитаты экспертов и прочее. Если все это отсутствует, задайтесь вопросом «почему». Материалы с ложной информацией часто содержат неверные ссылки, даты или измененные сроки, поэтому рекомендуется проверять эти данные. Изображения в социальных сетях могут быть отредактированы или изменены. Возможные признаки редактирования изображений включают деформацию (прямые линии на заднем фоне выглядят изогнутыми), странные тени, неровные края, нереально идеальный оттенок кожи. Кроме того, изображение может быть реальным, но использоваться в рамках вводящего в заблуждение контекста.
- Проверьте источник и автора.
Проверьте адрес страницы, на которой размещена новость. Если в адресе содержатся орфографические ошибки или используются редкие доменные расширения, значит источник ненадежный. Обратите внимание на автора новости и/или мнения. Какая у него репутация, является ли он признанным экспертом в данной области?
- Оцените комментарии, сохраняя критическое мышление.
Даже реальная статья или видео может не иметь комментариев. Часто ссылки и комментарии к статье могут автоматически создаваться ботами или пользователями, нанятыми для размещения вводящей в заблуждение информации. Признаком этого является однотипность комментариев, их однобокость. Многие ложные новости составлены с целью провокации сильных эмоций или стремительных реакций. Сохраняйте критический настрой, чаще задавайте себе вопрос: для чего написана данная статья? Продвигает ли она чьи-то интересы, взгляды или идеи?
- Проверьте другие источники.
Сообщают ли о данном факте иные источники? Используется ли в статье цитирование с ссылками на авторитетные источники информации? Цитируются ли в статье достоверные источники?
Смотрите на заголовки и сообщения, которые вызывают сильные эмоции – их особенно надо перепроверять.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ
Где же искать правду?
Чрезвычайно важно опираться на официальные СМИ – по закону о СМИ они несут ответственность за размещенные новости. У них должны быть доказательства, полярность мнений.
Для надежности всегда используйте надежные новостные сайты или информацию государственных информационных агентств и СМИ. Перепроверяйте заявления официальных лиц.
Не дайте себя обмануть, всегда изучайте вопрос в случае, если вы не знаете глубоко суть вопроса. В противном случае пингвины у вас научатся летать, а гамбургер будет с особой формой для левшей. Чтобы не было потом горько и стыдно, смотрите, что пересылаете и повторяете.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
В 2019 году Государственная Дума приняла поправки в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), направленные на противодействие фейковым новостям — недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений и создающей угрозу для безопасности.
В соответствии с принятым законом «недостоверная информация» — это информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи».
Таким образом, распространение информации, например, об эпидемии, которой нет, или о том, что завтра закроются банки, пенсионерам перестанут платить пенсии, налоги поднимут в два раза, а магазины будут выдавать продукты по карточкам, общественно значимо и может привести к панике и массовым беспорядкам. Ее распространение запрещается в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в интернете.
Согласно статье 10.6 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» владелец социальной сети обязан выявлять и ограничивать доступ к недостоверной информации. Кроме этого, статьей 15.3 этого же Закона предусмотрена возможность блокировки сайтов, распространяющих недостоверную информацию под видом достоверных сообщений.
Механизм блокировки работает следующим образом. При обнаружении на сайтах СМИ или в соцсетях недостоверной и общественно опасной информации Генеральный прокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. Роскомнадзор обращается к руководству редакции интернет-издания, после чего оно должно незамедлительно удалить фейковую информацию. Если редакция незамедлительно не удалила новость, Роскомнадзор направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию.
В случае, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.
В соответствии с кодексом об административных нарушениях штрафы грозят как за распространение фейковых новостей в СМИ, так и в интернете. При этом штрафы различаются в зависимости от тяжести последствий, которые наступили в результате распространения дезинформации.
В России есть немало прецедентов наказания граждан и компаний за распространение фейков. Большинство из них пришлось на время пандемии.
Так, например, первой виновной за публичное распространение заведомо ложной информации признали Екатерину Храпченкову. Как установил суд, 9 мая 2020 года она записала видео с упаковкой защитных масок, в котором заявила, что это якобы гуманитарная помощь из КНР, которую противозаконно продают за деньги. Это видео она выложила в TikTok, где запись набрала более 687 000 просмотров. Суд приговорил нарушительницу к 120 часам обязательных работ.
В конце 2021 года компании Google LLC и Meta Platforms Inc. (владеет соцсетью Facebook, Instagram, WhatsApp) оштрафованы в соответствии со статьей 13.41 КоАП за систематическое удаление недостоверной информации. Штраф Google составил 7,221 млрд рублей, а штраф Facebook (Meta) – 1,99 млрд рублей.
В Роскомнадзоре неоднократно заявляли, что материалы, которые Google и Meta Platforms не удаляли вопреки требованиям властей разжигают религиозную рознь, оскорбляют чувства верующих и (или) направленны на раскол многонационального и многоконфессионального государства; содержат недостоверную общественно значимую информацию; пропагандируют индифферентное отношение к жизни и здоровью несовершеннолетних («зацепинг», «руфинг», совершение умышленной асфиксии); пропагандируют взгляды и идеологию экстремистских и террористических организаций, а также содержат признаки героизации террористов; содержат инструкции по изготовлению взрывчатых веществ.