Компас в море медиа. Магистранты журфака научили студентов ориентироваться в пучине новостей
В неспокойной современности роль новостей резко возросла. Медиапотребителем стал каждый из нас. В мире, где ситуация меняется ежесекундно, технологии позволяют в прямом эфире следить за важнейшими событиями, а история буквально творится на глазах, особенно ценным становится умение ориентироваться в пучине новостей. Как лавировать в этом потоке, отличая достойные публикации от мелких, достоверные от фейков? Студенты факультета журналистики годами задаются этим вопросом и учатся на него отвечать, а 13-14 декабря попробовали научить этому студентов других факультетов ВГУ и организовали масштабный проект.
Рассказываем, как студенты в течение двух дней учились ориентироваться в штормящем медиаморе с помощью “Медиакомпаса”.
В первый день для студентов провели круглый стол. Доктор филологических наук, профессор Высшей школы телевидения МГУ Алла Шестерина рассказала о, пожалуй, главной опасности современного медиапотребления – фейках. Ребята узнали, стоит ли верить всем новостям, разобрались, как отличить правдивую новость от подделки и распознать журналистские манипуляции в текстах. Оказалось, фейки бывают вредными и даже немного полезными. А жертвой ложных новостей может стать даже сам Илон Маск.
Но мало обнаружить фейковую новость. Важно понять, как противостоять фейкам. Этому посвятил свое выступление доцент кафедры журналистики и литературы, директор воронежского Центра управления регионом Андрей Черваков. Он объяснил, какие фейки часто встречаются в медиа Воронежской области и как с ними бороться.
Круглый стол посетили почти 50 студентов, а к онлайн-трансляции мероприятия подключились свыше 2,5 тыс. человек.
Новые знания имеют вес только тогда, когда они подкрепляются практикой. Организаторы решительно отказались от скучных тестов и проверили, как студенты усвоили слова экспертов, с помощью интересного квеста.
Участников разделили на четыре команды, которые сыграли в своего рода медиа-“Форт Боярд”. Команды с оригинальными названиями “Якорь”, “Дрим Тим: играй не хотим”, “Пираньи бизнеса” и “Пальмы” бегали по станциям, на которых выполняли несложные, но важные задания.
Игроки отвечали на вопросы, отличали фейковые факты от подлинных, писали посты для социальных сетей, учились работать с первоисточниками, отличали государственные СМИ от частных. Ориентироваться на станциях студентам помогали кураторы.
Самых креативных, активных, находчивых, быстрых и остроумных, разумеется, наградили призами – кружками и кепками с символикой ВГУ.
Пожалуй, главным доказательством успешности проекта стали эмоции самих участников. Студентка второго курса магистратуры экономического факультета Лера Бондарева поделилась впечатлениями от участия в двухдневном медиаобразовательном проекте:
«Мне было интересно. Это очень крутой формат! Не пожалела, что пришла, даже несмотря на то, что игру проводили во внеучебное время. Я была ошарашена, потому что не ожидала, что проблема с фейками настолько серьёзна. Оказывается, они встречаются на каждом шагу! Хотела задать вопрос экспертам, но не нашла, что можно спросить. Должно быть, потому, что они всё так понятно объяснили. Вопросы квеста были интересными. Порой было даже сложно. Я так зарядилась, что под конец немного устала. Но обязательно пришла бы на такое мероприятие еще!».
«Медиакомпас» был реализован при поддержке Кургановой Е.Б., доцента кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна журфака, и Беленовой Н.Н., доцента кафедры экономики труда и основ управления экономического факультета, победителей грантового конкурса для преподавателей магистратуры Благотворительного фонда В.Потанина-2021, авторов проекта «Образовательная платформа ХХI века».