Меню сайта

Творческий конкурс на направлении «Журналистика»

Творческий конкурс на направлении «Журналистика»

Зачем это нужно? Творческий конкурс – это, пожалуй, основное вступительное испытание для абитуриентов, желающих обучаться по направлению «Журналистика». Никакой другой экзамен не может заменить его в плане проверки готовности абитуриента к работе в средствах массовой информации в будущем. Профессия журналиста требует творческих способностей, а также целенаправленного развития этих способностей. На экзамене приемная комиссия должна увидеть:

  • умеет ли абитуриент находить убедительный фактический материал для раскрытия темы, связанной не с литературными произведениями, а с реальной действительностью, и при этом насколько интересно – то есть как раз творчески – он способен преподнести выбранную фактуру в письменном тексте;
  • какова общая эрудиция абитуриента, каковы его познания о наиболее значимых сферах современного общества, насколько он ориентируется в социальной действительности;
  • продукцию каких средств массовой информации читает-смотрит-слушает абитуриент и как он объясняет свои предпочтения, кто из действующих журналистов кажется ему настоящим профессионалом и почему, что он знает об их творчестве и в целом – каково его представление о будущей профессии;
  • есть ли у абитуриента собственный профессиональный опыт, выражающийся в сотрудничестве со СМИ и подготовке информационных материалов для них.

Таким образом, необходимость учитывать специфику журналистской деятельности приводит к тому, что в перечне вступительных испытаний наряду с привычными экзаменами появляется нетрадиционный – творческий конкурс. Факультету журналистики он нужен так же, как, например, театральной студии нужны специфические испытания, проверяющие актерские способности поступающего.

Первый тур. Творческий конкурс состоит из трех туров. Первый – проверка публикаций абитуриента в средствах массовой информации (их должно быть, как минимум, пять). Рассматриваются только публикации в официально зарегистрированных СМИ (в периодических изданиях, на теле- и радиоканалах, в интернет-СМИ). Каждая публикация должна быть заверена печатью редакции и визой одного из ее руководителей (редактора, заместителя редактора и т.п.). Газетные публикации сдаются в приемную комиссию вместе с другими документами в виде вырезок, телевизионные и радиоматериалы расшифровываются на бумаге, фотоматериалы могут быть дополнены оригиналами снимков.

Публикации проверяются еще до начала вступительных испытаний. При этом обращается внимание на социальную значимость затрагиваемых тем, умение собрать убедительные факты для раскрытия темы, подметить выразительные детали, выстроить текст интересно и в соответствии с излагаемым материалом. Учитывается также жанровое разнообразие публикаций. От абитуриента, естественно, не требуют знания системы журналистских жанров, однако понять, что журналистские материалы различаются не только по тематике, но и по построению текстов, он вполне в состоянии. В случае если публикации отсутствуют, абитуриент допускается к участию во втором туре творческого конкурса, но за первый тур получает 0 баллов.

Второй тур экзамена – творческое сочинение. В отличие от классического сочинения по литературе оно не связано с какими-либо литературными произведениями или авторами, а приближено к жанрам и тематике журналистских текстов. Например, одной из типичных тем является тема о человеке («Расскажу о человеке», «Такой уж он (она) человек», «Мы сидели за одной партой» и т.п.). Подразумевается, что абитуриент должен создать образ реального, хорошо знакомого ему человека, что близко к задачам публицистического жанра очерка (зарисовки). Абитуриента никак не ограничивают в объеме (он задается лишь ориентировочно – 4 тетрадных страницы) и построении текста – все определяется авторским замыслом.

Основные критерии оценки творческого сочинения очень близки к критериям оценки публикаций. Первый критерий условно можно обозначить как «содержание сочинения». Здесь учитывается, насколько убедителен фактический материал, на котором раскрывается тема, насколько аргументированы суждения абитуриента, насколько последовательно и доказательно он выражает идею своего текста. Второй критерий можно обозначить как «форма сочинения». Обращается внимание на построение текста (начало, концовка, интересные сюжетные «ходы»), наличие индивидуального стиля письма и т.д. Третий критерий (при оценке публикаций это жанровое разнообразие) при оценке сочинений – грамотность. На экзамене сочинение абитуриента по первым двум критериям оценивают преподаватели журналистских дисциплин, по третьему критерию – преподаватели-лингвисты. Таким образом, творческий конкурс из школьных дисциплин «пересекается» с русским языком, но проверяется при этом не знание правил, а владение языком на практике.

Творческое сочинение является наиболее важным этапом вступительного испытания (за него можно получить самое большое количество баллов), потому что в сочинении лучше всего проявляются индивидуальные способности абитуриента. Написанные им журналистские тексты при публикации в редакциях часто правят (иногда сильно), к тому же на них влияет стиль и творческая манера, характерные для публикаций данного СМИ в целом.

Третий тур творческого конкурса представляет собой собеседование по предлагаемому абитуриентам списку вопросов. Сюда входят вопросы для проверки социальной ориентации поступающего (они касаются различных общественных сфер и их взаимодействия с журналистикой) и вопросы профессиональной ориентации. Вопросы профессиональной ориентации могут потребовать от поступающего поразмышлять об особенностях современной журналистики, о профессиональной этике журналиста, о современных отечественных СМИ и творчестве любимых журналистов и т.д. От вчерашнего школьника никто не ждет глубокого теоретизирования со ссылками на научные авторитеты. От него ждут продуманного изложения собственных наблюдений, оценок и, разумеется, их аргументации. Комиссия обязательно сопоставляет высказываемые на собеседовании суждения абитуриента с уровнем его публикаций. Не секрет, что в редакциях иногда так «помогают» будущим журналистам, что в итоге опубликованные материалы создают завышенное представление о профессиональном уровне абитуриента.

Экзамен «Творческий конкурс» проходит в два дня. В первый день поступающие пишут сочинение. В тот же день оно будет проверено (напомним, что публикации абитуриентов проверяются еще до начала экзамена). Во второй день проводится собеседование, по окончании которого абитуриент узнает общую оценку за экзамен. Максимально возможная оценка – 100 баллов. Распределение баллов по турам творческого конкурса, перечень вопросов к собеседованию и другая информация об экзамене представлена в Программе творческого конкурса, которую можно (нужно!) прочитать и скачать в этом же разделе нашего сайта.

×