Меню сайта

Программа профессиональной переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Для кого? Программа профессиональной переподготовки ориентирована на тех, кто работает или планирует работать в сфере массовых коммуникаций (в средствах массовой информации, рекламных и PR-организациях), но не имеет специального образования.

Итоговый документ. Это не сертификат, который выдается после окончания курсов, создаваемых в настоящее время при различных организациях. Такие сертификаты устанавливаются этими же организациями и не имеют официального статуса. После окончания предлагаемой программы на факультете журналистики Воронежского государственного университета выдается диплом государственного образца, подтверждающий прохождение полного курса профессиональной переподготовки и дающий право на работу по соответствующей специальности.

Специальности:

  • Журналистика;
  • Реклама;
  • Связи с общественностью.

Обучение по специальности «Журналистика» успешно осуществляется с 2002-03 учебного года. Опыт воронежского журфака в данном направлении образовательной деятельности освещался на страницах основного российского профессионального издания в сфере СМИ – журнала «Журналист». С публикацией декана факультета журналистики ВГУ профессора В.В. Тулупова в журнале можно ознакомиться ниже. В тексте присутствуют отзывы первых выпускников программы профессиональной переподготовки по журналистике. На сегодняшний день полностью подготовлены программы по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». Планируется начало занятий при условии комплектации групп.

Обучение. Обучение проводится по очно-заочной системе, удобной для штатных работников редакций СМИ и других организаций. Общая продолжительность – 7 месяцев, с ноября 2009 по июнь 2010 года. Обучение основывается на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей. Аудиторные занятия проходят в три сессии продолжительностью по три недели каждая. Время проведения сессий: ноябрь-декабрь, январь-февраль, май-июнь. Максимальная аудиторная нагрузка в день – 8 учебных часов (4 «пары»). Программа включает только дисциплины, непосредственно связанные с изучаемой профессиональной сферой. Третья сессия завершается защитой выпускной работы по выбранной теме (примерный объем – 30-40 стандартных печатных страниц). Занятия проходят в учебном корпусе факультета журналистики Воронежского государственного университета (корпус №6) по адресу: ул. Хользунова, 40-а (остановка транспорта «Памятник Славы»).

Условия поступления. Обучение проводится на базе любого высшего образования – независимо от профиля. Сдавать вступительные экзамены не требуется. Со слушателем лично или с организацией, оплачивающей его обучение, заключается договор на оказание образовательных услуг. Оформление документов – во время первой сессии. Потребуются паспорт, диплом о высшем образовании и ксерокопия диплома. Обучение платное. Возможны два варианта оплаты: полная оплата в течение первой сессии или двумя частями в течение первой и второй сессий. Оплата принимается как по наличному, так и по безналичному расчету. Стоимость обучения в 2011-12 учебном году составляла 25 тыс. рублей.

Проживание в Воронеже. Иногородние слушатели, нуждающиеся в жилье, размещаются в общежитии Воронежского госуниверситета №5 в гостевом секторе (при наличии мест) или в общежитии Института повышения квалификации ВГУ. Общежитие №5 расположено в 5 минутах ходьбы от учебного корпуса факультета журналистики, общежитие ИПК – в 40 минутах езды на общественном транспорте (прямой маршрут без пересадки). Проживание в общежитиях платное.

Вся дополнительная информация и запись на обучение – по телефону: (4732) 66-17-50. Куратор программ профессиональной переподготовки: кандидат филологических наук, доцент Гордеев Юрий Анатольевич; секретарь: Коновалова Тамара Павловна.

 

Профессиональная переподготовка журналистов местных СМИ

Статья декана факультета журналистики Воронежского государственного университета, профессора В.В. Тулупова в профессиональном журнале «Журналист» (Москва, 2003 г.)

Не раз приходилось слышать от районщиков упреки: «Вот у вас с каждым годом количество выпускников растет, а где они, почему к нам не приезжают?». Отвечал примерно так: «Во-первых, в местных редакциях не особенно-то и ждут молодых специалистов – старая гвардия держится за свои места из последних сил. Во-вторых, какие перспективы у начинающих? Вправе ли они мечтать, например, о квартирах, если даже в период практики вы не можете обеспечить их общежитием?..». А еще было в-третьих, в-четвертых, в-пятых, о чем и хочется поразмышлять на страницах нашего профессионального журнала.

Итак, времена изменились, но изменилась ли местная пресса? С одной стороны, можно отметить отрадный факт стремления провинциальных журналистов сохранить традиции: рассказывать о людях района и малых городов в зарисовках и очерках; публиковать письма читателей, помогать им решать через газету насущные проблемы… С другой – налицо зависимость от местных администраций, ничуть не меньшая (а то и большая!), чем во времена всевластия партийных комитетов. Серьезных аналитических публикаций о местной политике, экономике просто нет, зато «официоза», отчетов, дежурных поздравлений – сверх меры. Если учесть, что сегодня редакции живут от рекламы, на редакционную, общественно-политическую информацию места почти не остается. Более того: например, воронежские районки обязали чуть ли не каждую неделю отдавать целую полосу под тематическую страницу, приходящую из областного центра. И если бы материалы в ней были интересными, так нет же – тоска зеленая! Неужели не понимают, что, постоянно публикуя фотопортреты и «куски» обращений губернатора, тем самым оказывают ему медвежью услугу?..

Не скажу, что в областном центре все СМИ сплошь качественные, но выбор все-таки есть. К тому же студенты активно печатаются в собственных учебных газетах, где порой встречаешься с подлинной публицистикой: молодые учатся не только оригинально и широко мыслить, но и вырабатывают собственный стиль (кстати, уже немало выпускников воронежского журфака работают штатными корреспондентами в столичных редакциях, где играют не последние роли). То есть они теперь другие, а лучшие из них мечтают о настоящей журналистской работе.

К сожалению, снобизм практиков становится притчей во языцех (такое впечатление, что они не имели за спиной ни начальной, ни средней, ни высшей школ, а будучи природно гениальными, сразу из чрева матери поступили на работу в сфере коммуникаций). Некоторые из них довольно потребительски относятся и к студентам-практикантам, используя последних лишь в качестве поставщиков информации или авторов заказных публикаций, рекламных агентов или «людей на подхвате» при проведении рекламных и выборных кампаний. Вот почему нередки конфликты между работодателями и молодыми специалистами, непонимание по коренным вопросам журналистики. Новые владельцы СМИ порой не чувствуют (не знают, не хотят знать!) природы и значения журналистики как духовно-практической деятельности, ориентируя редакции, а через них и практикантов, и молодых специалистов на решение лишь своих коммерческих задач, добиваясь сиюминутного недолговечного успеха.

Сегодня и от редакторов можно услышать такое: «Вы готовите студентов по старинке, а журналистика стала совсем иной. Нам не нужны рассуждения, мнения авторов, читатель ждет только фактов. И вообще, современный журналист не только должен уметь написать материал, но и продать его (?!). Ведь газета – товар». Звучит современно, только осознают ли новоявленные маркетологи от журналистики специфику этого «товара»? Учитывают ли они традиции российской журналистики, которая всегда ориентировалась на мысль, мнение, слово? Понимают ли, что та же газета не может состязаться в оперативности с радио, телевидением, Интернетом, и значит, для нее тем более важен не голый факт, а его интерпретация, комментарий журналиста? (Хотя в рамках издания можно выделять чисто информационные страницы и страницы мнений, вести авторские рубрики.) Печатание же положительных материалов за деньги – а это становится почти нормой! – тупиковый для журналистики путь, даже если этим занимаются не зависимые от властей издания. Они все равно остаются зависимыми, только не от властей, а от капитала…

Конечно, нынешняя ущербная экономика как бы толкает практиков на путь заказной, продажной журналистики (хотя по сути это и не журналистика вовсе, а заказная деятельность, использующая средства журналистики), но такие СМИ никогда не станут экономически успешными и будут прозябать как в духовном, так и в экономическом плане. Естественно, газета на каком-то этапе становится товаром, но ее «товарные качества» и предполагают публикацию честной, объективной информации, реализацию социальных функций журналистики, а не сервильное обслуживание представителей власти, политики или бизнеса.

Кстати, все эти проблемы хорошо известны провинциальным журналистам, и честь им и хвала, что в тяжелые переходные времена большинство из них остаются верными своей профессии. Только порой не знают, как переломить сложившуюся ситуацию… Может, молодая смена вернет журналистику на позиции середины 80–начала 90-х годов, когда рейтинг СМИ был необыкновенно высок, когда пресса пусть недолгое время, но была свободной? Мы, преподаватели, серьезно озабочены существующим положением дел и с болью наблюдаем, как ломают судьбы вчерашних романтически настроенных студентов. К сожалению, и в среде молодых наступила какая-то апатия: юные уже не митингуют, не дискутируют по поводу судеб страны, предпочитая пресс-клубам клубы ночные; некоторые из них порой большие консерваторы и прагматики, чем препы, сформировавшиеся в далекие шестидесятые и семидесятые…

Факультет постоянно шел навстречу местным журналистам. Мы проводили двухдневные курсы в четыре потока, знакомя с новыми теоретическими и практическими находками редакторов и их замов, ответственных секретарей и корреспондентов, рекламистов и верстальщиков, работающих в районных и городских газетах. Они остались довольными и нашими однодневными семинарами, где рассматривались актуальные правовые и этические проблемы, вопросы маркетинга, менеджмента журналистики, газетно-журнального дизайна. Но всего этого оказалось явно недостаточно. Вот когда и родилась мысль об открытии годичной программы профессиональной переподготовки «Журналистика» на базе высшего образования (автор сумел оценить эффективность такой формы обучения, дважды побывав председателем государственной аттестационной комиссии на защите выпускных работ слушателями Волгоградского госуниверситета).

– Проблема переподготовки кадров, – говорит профессор Лев Кройчик, заведующий кафедрой истории журналистики ВГУ, – сегодня одна из самых насущнейших. Во-первых, рост числа СМИ привел к увеличению числа журналистов-практиков, причем среди них заметно возросла доля лиц, не имеющих профессионального высшего образования. Во-вторых, изменились многие условия функционирования прессы, что потребовало от наших выпускников определенной внутренней перестройки. Так что, заявив новую программу, мы поступили совершенно разумно. И дело здесь вовсе не в приработке (как это может показаться на первый взгляд), а в естественном стремлении вуза помочь сотрудникам СМИ в повышении профессионального мастерства, опирающегося на новейшие достижения теории и практики журналистики.

В группе, с которой я занимался, были представители и разных изданий – от районных до областных газет, и разных специализаций – от фотокоров, журналистов, пишущих на темы культуры, экономики (репортеры, аналитики, редакторы отделов и рядовые корреспонденты) до сотрудников радио. Общее – интерес к профессии. Например, фотожурналист «Липецкой газеты» Ольга Белякова успешно осваивает смежную специальность текстовика-репортера. Елена Таравкова, редактор отдела в той же газете (как тут не отметить заинтересованность редакции в творческом росте своих сотрудников), выступает в самых разнообразных жанрах, ведет несколько рубрик, опираясь при этом на широкий авторский актив. Заместитель редактора районной газеты «Уваровская жизнь» Тамбовской области Валентина Кобзарь заполняет своими материалами едва ли не половину газетной площади каждого номера.

Думаю, что полученное ими ранее высшее образование – техническое или гуманитарное – облегчило овладение новой профессией: наличие фундаментальной подготовки в какой-то конкретной сфере деятельности стало хорошим фундаментом для специализации в практической журналистике. И – для теоретического осмысления собственной практики. О чем, в частности, свидетельствует выпускная работа той же Валентины Кобзарь, обобщившей личный опыт профессиональной деятельности на страницах своей районки.

А вот мнение старшего преподавателя кафедры теории и практики журналистики Виктора Гаага:

– Поразила благодарная готовность аудитории к восприятию материала. Чувствовался опыт учебы, подготовленность слушателей, что и нас, преподавателей, мобилизовало: нельзя было ни сфальшивить, ни выдать нечто надуманное… Люди, имеющие за плечами одно систематическое образование, очень серьезно – иначе, чем обычные студенты, – воспринимали теоретические вещи. Наши выпускники (как и все специалисты, по Козьме Пруткову) все же подобны флюсу, а эти оказались не обремененными стереотипами профессии. Правда, мне показалось, что после первой сессии и возвращения в редакции ребята испытали определенный интеллектуальный стресс. То идеальное, что и должна давать наука, вступило в конфликт с жизнью: ветераны в редакциях скептически отнеслись к их новаторским идеям. Но всегда существовал и существует зазор между теорией и практикой (в этом суть диалектики), и уже во второй, третий приезды они его почувствовали – началась их перестройка как профессионалов.

Слушатели и нас многому научили. Я, к примеру, понял, что со сложившимися людьми следует использовать иную методику. Пусть над некоторыми довлел уровень провинциальных изданий, пусть первые варианты выпускных работ были слабенькими (некоторые никак не могли преодолеть своего «технического» стиля). Но в результате все так или иначе проявили свою индивидуальность. Вот от личности и надо отталкиваться, работать штучно – не ломать, а развивать…

– Слушателей, – продолжает заведующий кафедрой теории и практики журналистики Юрий Гордеев, – в основном можно разделить на две категории: уже работающих в журналистике (некоторые с солидным стажем) и тех, кто планирует в ближайшем будущем связать свою жизнь с этой профессией. Среди первых были, например, заведующий отделом городской газеты, фотокорреспондент, заместитель редактора районки. Все имели различное образование (часто филологическое, но не только) и занимали в своих редакциях прочное положение. У вторых самой распространенной мотивацией было, разумеется, найти после завершения программы интересную, более привлекательную с их точки зрения работу. Например, ветеринар по образованию, работает в строительной организации и начинает внештатно сотрудничать с местным радио; в итоге решает, что этим-то – радиожурналистикой – он и хотел бы заниматься постоянно. Были и более оригинальные, что ли, мотивации. Скажем, инженер-программист, вполне успешно работающий в этой профессии, неудовлетворен тем, что нет возможности реализовать свои творческие устремления.

Все преподаватели, занимавшиеся с группой профессиональной переподготовки, отмечали, что работа очень сильно отличалась от работы со студентами. Обязательно возникал диалог, который носил деловой и заинтересованный характер. Это естественно, ведь аудитория гораздо более зрелая, которая «понимает, чего хочет». Чего же хотели слушатели? Вопреки распространенному мнению, не просто получить «корочку». Их действительно интересовали знания, причем – опять-таки вопреки стереотипам – не только знания в сугубо прикладном смысле, но и теория. «Мы сами хорошо знаем, как есть, интересно побольше узнать и о том, как должно быть», – запомнившееся мне высказывание, прозвучавшее на одном из занятий по «Основам журналистики».

Практическая ориентация слушателей, пожалуй, наиболее очевидно проявилась в тематике выпускных работ. В основном каждый писал о том, чем он реально занимается в редакции, стремился как-то обобщить накопленный опыт, попытаться более критично отнестись к нему, привлекая для этого полученные на курсах знания. Многие работы были творческими. Или – собственное творчество использовалось как эмпирический материал. Так, слушательница, выпускной работой которой довелось руководить мне, – а тема была «Использование цвета в рекламном дизайне» – включила в работу в качестве приложения материалы по использованию цвета в фирменном стиле известной воронежской торговой марки «Вкуснотеево». Обучаясь в другом вузе, она вместе со своей студенческой группой участвовала в данном экспериментальном проекте.

Вот еще одно «неформальное» наблюдение. Многим слушателям просто по-человечески было интересно и, я бы сказал, приятно учиться тому, чем они уже и так занимаются на практике. Им очень нравилась университетская атмосфера, общение с преподавателями и т.п. Причем они положительно оценили и то, что университетский подход позволил им как бы несколько приподняться над повседневной редакционной «текучкой», отвлечься от сиюминутных интересов своей работы в конкретной редакции и взглянуть на журналистику более широко.

А вот мнения самих слушателей:

«Любая работа должна быть выполнена профессионально. Этим правилом я и руководствовалась при поступлении в ВГУ. Слушателями нашего курса в большинстве своем оказались такие же «газетчики» как и я, что позволило нам в дополнение к учебной программе обмениваться опытом своих изданий. Причем преподаватели факультета охотно шли на такой обмен мнениями, принимали самое непосредственное участие в разговоре, отвечали на вопросы, давали полезные рекомендации.

Выпускная работа позволила мне разработать и внедрить новую композиционно-графическую модель нашего издания. Обновленная газета радует не только читателя, но и привлекает новых рекламодателей, что так немаловажно для нас.

Татьяна Постникова, ответственный секретарь газеты «Притамбовье» (г. Тамбов)

«После школы я хотела поступать на журфак ВГУ, но выбрала вуз, который поближе к дому, и окончила филфак Липецкого пединститута. На четвертом курсе начала работать в студенческой газете «Политехник» – сначала корреспондентом, затем редактором. Следующей ступенькой в моей профессиональной карьере стала областная ежедневная «Липецкая газета». Начинала опять-таки корреспондентом, а потом получила статус редактора отдела народного образования, ныне переименованного в отдел образования и культуры. И хотя за шесть с лишним лет газетной работы уже накопила определенный практический опыт, мечтала получить недостающие теоретические знания.

Мечта свершилась! Теперь у меня есть не только диплом журналиста, но и представление о том, что такое настоящая большая журналистика. Много полезного и необходимого я почерпнула на занятиях по основам журналистики, стилистике, литературному редактированию, журналистскому мастерству, речевому воздействию, основам творческой деятельности журналиста.

Я благодарна всему профессорско-преподавательскому корпусу факультета журналистики ВГУ во главе с его деканом за высочайший профессионализм, мастерство, культуру, чуткое и внимательное отношение к слушателям. Отдельное человеческое спасибо профессору Льву Ефремовичу Кройчику за мудрые советы, которые я запомнила на всю жизнь!

Елена Таравкова, редактор отдела образования и культуры «Липецкой газеты» (г. Липецк)

«Совсем немного времени прошло после моей переподготовки на журфаке ВГУ, во время которой я получила массу полезных сведений о производстве и оформлении газеты. Но за счет внедрения в практику современных приемов макетирования, различных графических акцентов – фоновых подложек, подчеркивания, вывороток; элементов шрифтового оформления заголовочного комплекса: «врубок», «выносов в тексте» и др. – мы уже улучшили дизайн газеты.

Знания по дисциплинам «Основы творческой деятельности журналиста», «Журналистское мастерство» (преподаватели Л.Е. Кройчик, В.В. Гааг, Т.Н. Хомчук-Черная) легли в основу спецкурса, который я веду в местном лицее с начала нового учебного года. Рассказываю старшеклассникам о современных тенденциях развития российской прессы, жанрах периодической печати. Занимаемся литературным редактированием газетных публикаций, а также работаем над исправлением текстовых ошибок с помощью упражнений из методических брошюр, подготовленных С.А. Гостеевой.

Запомнились лекции профессора Кройчика. Лев Ефремович был объективен при анализе наших публикаций. Теперь более критично отношусь к стилю своих работ, оценивая их не только с точки зрения автора, но и редактора, читателя.

В наши дни трудно обойтись без грамотного подхода к экономике и менеджменту СМИ, без знаний по основам рекламы и паблик рилейшнз (преподаватели Ю.А. Гордеев, А.А. Золотухин).

Такая программа переподготовки крайне необходима тем, кто пришел в журналистику, не имея специального образования. Разумеется, можно полагаться на профессиональное чутье, иметь собственный стиль, но вместе с тем нужны базовые и специальные знания, которые и дает преподавательский состав журфака ВГУ.

Валентина Кобзарь, заместитель главного редактора газеты «Уваровская жизнь» Тамбовской области

Владимир ТУЛУПОВ, профессор,

доктор филологических наук,

декан факультета журналистики

Воронежского государственного университета

×